Дорога, дорога, как значишь ты много…

Дорожники Минщины хотят сократить себестоимость работ на 7%

Даже в условиях сокращения финансирования в столичной области рассчитывают сохранить масштабы ремонта, реконструкции и строительства дорожной сети

Насколько реальна желаемая перспектива, сегодня с уверенностью никто судить не берется, хотя именно вокруг этой темы и шел разговор на одном из заседаний облисполкома при рассмотрении хода выполнения программы «Дороги Беларуси» на 2006—2015 годы. А сложно прогнозировать хотя бы потому, что объем финансирования дорожных потребностей ежегодно уменьшается. Например, если в 2006 году финансовая обеспеченность программы по местным дорогам достигала 102,6 процента, то в последующие постепенно убывала. В 2010 году она составила всего 46,4 процента, в 2011-м и того меньше — дотянула лишь до 40 процентов.

Подсчитаны и последствия сползания «денежного довольствия» дорожной сети с прежних высот. Скажем, программой предусматривалось осуществить в области текущий ремонт 868,3 километра дорог, капитальный ремонт — 104,4 и реконструкцию (считай, строительство) 90 километров. Фактически прогнозируется выполнение этих работ в объемах соответственно 14, 12,2 и 2,5 процента от намеченного.

И это в то время, когда более 96 процентов дорог эксплуатируется с превышением межремонтного срока. Ситуация по местным дорогам требует ежегодно проводить капитальный ремонт 1,6 тысячи километров и свыше 4 тысяч километров — текущий. В области постоянно увеличивается протяженность участков дорог с усовершенствованным покрытием, которые находятся в предаварийном состоянии. В 2005 году таких участков было 689 километров, в 2011-м стало 1971,9 километра, т.е. за пять лет этот показатель вырос практически в три раза.

Но тут важно заметить, что с 2010 года финансирование дорожных работ осуществляется только за счет бюджета области в соответствии с расчетными показателями Министерства финансов Республики Беларусь. Вот и на 2012 год, согласно этим расчетам, на местные дороги и улицы сельских населенных пунктов области предусматривается направить 231 млрд. рублей при минимальной потребности 686,2 млрд. рублей.

Как быть в такой ситуации? Обращаясь к дорожникам, председатель облисполкома Борис Батура прямо заявил: «Хочу услышать, где есть резервы, где возможно сокращение затрат?» Из уст генерального директора КУП «Минскоблдорстрой» Валерия Гапановича прозвучало заявление, что в предстоящем году возможно сокращение себестоимости работ на 7 процентов. Но, по оценке руководства области, этот ориентир заниженный. Он не отвечает на главный вопрос: где брать деньги?

По логике, в этом показателе должна быть раскрыта «механика» организационных переустройств, если таковые требуются, схема применения новых материалов, современных технологий дорожного покрытия. Над этим в дорслужбе обещали подумать, хотя такие наметки следовало бы иметь заранее.

Не вполне аргументированны ссылки дорожников и на имевшиеся перебои в обеспечении материалами, в частности, в поставке гравийного отсева для производства асфальтобетона из-за отсутствия товарных вагонов. Но и здесь губернатор не согласился с доводами дорожников, потому что, по его мнению, чего-чего, а уж отсева хватало. Подтверждение тому — его использование в немалых объемах при подготовке к «дожинкам» в городе Молодечно. Скорее, недоставало настойчивости, настырности в решении этих проблем.

Впрочем, эти качества весьма пригодились бы и в поисках заказчиков производства дорожных и других работ, на которые способны ДРСУ области. Предприятия на местах освоили на асфальтировании прифермских территорий около 7 млрд. рублей. Тем не менее не все вновь введенные в области комплексы, реконструированные фермы были благоустроены, хотя погодные условия нынешней зимы до сих пор позволяли выполнять эти работы, включая укладку асфальтобетона. Тут, конечно, есть и просчет комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома.

Техника дорожников может также успешно быть востребована на рекультивации карьеров, несанкционированных свалок. Только об этом надо вовремя напоминать землепользователям. Не сидеть, не ждать заказов «на блюдечке», а самим проявлять инициативу.

Одним из острых вопросов для КУП «Минскоблдорстрой» остается наличие дебиторской задолженности. На начало декабря ее размер достигал 44 млрд. рублей. Денежки немалые. И следовало бы более настойчиво добиваться их поступления на счет предприятия, тем более в условиях, когда нехватка финансов сдерживает технологическое обновление системы.

А по данным самих же дорожников, износ основных дорожно-строительных машин составляет 76 процентов, автотранспортных средств — 81, навесного и прицепного оборудования — 79 процентов.

Во многом схожие проблемы «прописались» и в организациях, занимающихся обслуживанием республиканских автомобильных дорог. Достаточно сказать, что на основании анализа эксплуатационного состояния дорожной сети Минской области потребность в финансировании дорожно-строительных работ на 2012 год составляет 1224,5 млрд. рублей, а планируемое финансирование намечено в объеме 430 млрд. рублей.

Исполком рассмотрел также ряд проблем, связанных с организацией придорожного сервиса. За 11 месяцев на территории области введено в эксплуатацию 25 объектов из этой инфраструктуры, в том числе 11 АЗС и АГЗС, 13 пунктов общественного питания, одна мойка. Таким образом, и поручение правительства, и задание облисполкома на этот счет в целом выполнены.

Губернатор области потребовал максимально сохранить объемы дорожных работ в новом году. Поле деятельности тут во многих районах не паханное. В общей протяженности местных дорог — 40 процентов с гравийным покрытием, их нужно совершенствовать. И при всех сложностях дорожники обещают оправдать ожидания жителей столичного региона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter