Дорога без стресса

Передвижение на машине, конечно, не то же самое, что отдых на любимом диване. И все–таки автолюбители разных стран единодушны: за рулем должно быть комфортно.
Передвижение на машине, конечно, не то же самое, что отдых на любимом диване. И все–таки автолюбители разных стран единодушны: за рулем должно быть комфортно. Не последнюю роль в данном случае играет порядок на дорогах, который обеспечивает соответствующая служба, в большинстве бывших союзных республик именуемая ГАИ. Правда, служба эта, для пользы дела, надо полагать, периодически подвергается всяческим реорганизациям. К примеру, президент Украины Виктор Ющенко и вовсе подписал указ о ликвидации ГАИ и поручил своему правительству за три месяца преобразовать департамент государственной автоинспекции МВД в государственную службу безопасности дорожного движения. А как обеспечивают порядок на дорогах, так сказать, в дальнем зарубежье?

Америка

Как таковой дорожной полиции в Америке не существует. За порядком на дорогах следят патрульные автомобили полиции штата или города. Гражданские машины останавливают редко – только при сильном подозрении на то, что дело нечисто. Серьезными нарушениями правил являются превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, вождение в нетрезвом виде или открытое неуважение к другим участникам дорожного движения. Во многих штатах наличие в салоне автомобиля открытой бутылки спиртного или банки пива может послужить основанием для проведения теста на уровень алкоголя в крови.

Если полицейский остановил машину за нарушение правил движения, то водителю выдадут стандартный бланк с указанием, какие нарушения он допустил, и предписанием явиться в местный суд, который и назначит наказание. Причем в суд придет и полицейский, который вас остановил. И уже в суде он должен доказать, что оштрафовал вас правильно. Дорожные штрафы могут быть оспорены в суде, но в случае решения не в вашу пользу должны быть оплачены в течение 15 дней со дня происшествия. Кстати, вероятность выигрыша в суде оценивается как тридцать процентов из ста.

При аварии без жертв участие полицейских минимально – они только документально фиксируют происшествие. С американским автоинспектором нельзя спорить, выходить из машины и пытаться скрыться – догонят, наденут наручники и посадят за решетку.

Великобритания

В Британии тоже нет специального подразделения, отвечающего за безопасность дорожного движения. Никогда сотрудник полиции не остановит водителя просто так – для этого необходимы веские основания. В основе общения «полицейский – водитель» лежит взаимоуважение. Чтобы водителю выписали штраф, нужно совершить очень грубое нарушение правил дорожного движения.

В туманном Альбионе основную ставку сделали на использование так называемых автоматических камер слежения. Если поблизости нет бобби, а водитель проехал на красный, то через несколько дней ему пришлют извещение на весьма внушительную сумму. Камеры установлены в среднем через каждые 30 миль на трассах, въездах в город и обыкновенных улицах. Впрочем, на загородных дорогах в различных графствах английские полицейские не брезгуют и обыкновенными методами – засадами и использованием законспирированных автомобилей. Нарушителя ловят, начисляют баллы и заставляют нести заслуженное наказание. Например, при вождении в состоянии алкогольного опьянения злоумышленник сразу же получает 12 баллов и лишается прав на срок до 3 лет. В городах же с превышением скорости борются по старинке – через каждые несколько сот метров установлены «лежачие полицейские», так что особо не разгонишься.

Испания

Хотя Испания – одна из немногих стран, где все-таки существует отдельное подразделение, следящее за порядком на дорогах, там нечасто увидишь дорожную полицию. Испанские «гаишники» стоят в основном на центральных автострадах и следят за скоростью движения. Причем результат общения во многом зависит от добродушия служителя закона и вашего собственного обаяния. Полицейский может строго покарать за мелочь, а за серьезное нарушение лишь пожурить.

Как и в остальных странах Евросоюза, самые серьезные нарушения здесь – наличие алкоголя в крови и чрезмерное превышение скорости. Дорожной полиции разрешается собирать «небольшие» штрафы (до 600 евро) на месте. В остальных же случаях нарушителю вручается Boletin de Denuncia, в котором указываются характер нарушения и штраф. На обжалование наказания у водителя есть 15 дней. Кстати, в Испании с быстрой ездой борются как с помощью скрытых засад на поворотах дорог, так и с помощью автоматических камер. Если последние фиксируют, что скорость превышает допустимую, то ближайший сотрудник попросит вас остановиться и оплатить штраф.

Германия

Работа немецкой дорожной полиции практически незаметна. Но попробуйте что-нибудь нарушить – патрульная машина мгновенно появится из-за ближайшего стога сена. Зная любовь немецких жителей к пиву, немцы каждую патрульную машину оснастили штатным алкометром. Кстати, суровость местной госавтоинспекции напрямую зависит от ее месторасположения. Например, особенно строги наряды в северных землях, где близко границы с «неблагополучными» странами вроде Польши и Голландии.

Многие перекрестки оснащены камерами, фиксирующими нарушение, номер машины нарушителя, а также лицо водителя. Проезд на красный – около 100 евро, пересечение сплошной линии – от 150 и лишение прав сроком на один месяц.

Ловят и из кустов. Но любой желающий может позвонить в полицию и узнать, когда в кустах будет прятаться наряд, а также залезть в Интернет и посмотреть месторасположение всех автоматических камер.

Немалую ставку сделали в Германии и на стукачество: если твой «Порше» пронесся со скоростью 120 км/ч там, где можно ехать только 60, – первая попавшаяся бабушка поспешит в телефонную будку и заложит негодяя.

Франция

Французский полицейский наиболее близок нашему по любви к деньгам. Иногда он даже берет взятки, правда, штрафы все равно выписывает, но уже поменьше. Платить лучше сразу – размер выплат снижают на 30 процентов тому, кто рассчитывается на месте. Правда, опять же, только за мелкие нарушения. Французский водитель может не признавать себя виновным, но тогда от него потребуют заплатить сумму, которая обычно меньше штрафа и которая, в случае выигрыша в суде, возвращается водителю.

Надо помнить, что с изменением погодных условий в этой стране меняются и ограничения скорости, поэтому если в хорошую погоду полицейских не увидишь, то в плохую они тут как тут. Кстати, водители со стажем меньше двух лет не имеют права ездить быстрее 80 км/ч на обычных трассах и 110 км/ч на магистралях.

Любимое занятие французских «гаишников» – проверки на трезвость. Они практикуются довольно часто, однако штрафуют тут разборчиво – в зависимости от степени опьянения.

Во всех перечисленных странах попавший в аварию (без жертв) водитель просто звонит своему страховому агенту. И дальше уже разбирается страховщик – он будет ждать полицейского, который зафиксирует факт аварии. Будет заниматься оформлением документов и ходить в группы разбора. Водитель авто в это время спокойно занимается своими делами.

А как у нас?

Белорусские водители со стажем еще застали времена, когда у ГАИ, мягко говоря, были не совсем чистые руки. От тогдашних порядков выиграли разве что юмористы, обязанные своим репертуаром сюжетам о дорожном беспределе. К счастью, образ вечно «берущего» гаишника канул в Лету. Нынче взяткодатель в 9 случаях из 10 нарвется на ответ: «Не за того принимаете». Да и условий для мздоимства, по большому счету, нет: штраф платишь не на месте, а через сберкассу. Другими словами, практика взимания штрафных сумм приобрела цивилизованные формы. Партизанские методы — с радаром в засаде — белорусские гаишники тоже больше не используют. Хочешь засечь нарушителя — занимай открытую дислокацию. Все честно.

В правовом плане современный водитель защищен больше, чем раньше, когда «тормознуть» автомобиль могли многие «уполномоченные лица» как в форме, так и в штатском. Завидев повелительный жест человека в кепке: «Стой!», перепуганный водитель вынужден был теряться в догадках: «уполномоченное лицо» перед ним или заурядный грабитель. Сегодня остановить машину вправе только человек в форме ГАИ и с жезлом.

Вежливость и корректность — вот, пожалуй, то, чем сегодня неизменно удивляют сотрудники белорусской автоинспекции гостей страны. Намеренно говорю «удивляют», потому что эпоха хамства и вымогательства, увы, еще не забыта. Тем не менее картина, когда в ответ на вопрос «Ваши документы!» хозяин личного авто с обреченным видом лезет в карман и заискивающе поглядывает на властелина судьбы в страхе, что ставка побора окажется слишком высока, не более чем горькое воспоминание. Нынче сотрудники ГАИ встречают и провожают водителя улыбкой! И это не сказки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter