Допинг: революционная ситуация

Борьба с допингом в большом спорте всегда, а особенно в последнее время, носила лицемерный характер.
Борьба с допингом в большом спорте всегда, а особенно в последнее время, носила лицемерный характер. Если закон нарушает отдельно взятый индивид, то это называется преступлением, однако когда это же делают процентов 90 из тех, на кого закон распространяется, противоборство с беззаконием превращается в откровенный фарс.

Таковым в последнее время все больше представляется объявленный МОКом мировой "крестовый поход" против допинга. Почему? Да потому, что столь модный и повсеместно вводимый допинг-контроль на сегодняшний день стал... принципиально невозможен. Об эффективности такого подхода можно было бы еще говорить тогда, когда за год появлялось от силы 3 - 4 новых препарата. Сегодня же ситуация изменилась в корне. Скачущий, как кенгуру, прогресс в науке привел к тому, что за год создается 200 - 300 новейших препаратов! Причем в самом разнообразном виде: инъекции, таблетки, капсулы, ингаляции, порошки... Даже аппликации. Серьезно. В последнее время пластырь, через который в кожу поступают микродозы гормональных препаратов, пользуется у спортсменов чуть ли не самой большой популярностью.

Но и это, как оказалось, не предел! Многие эксперты предсказывают, и небезосновательно, что лет через пять появится совсем уж экзотическая форма: искусственные вирусы - переносчики... генетического допинга. Препятствий для создания такого "лекарства", которое, например, будет вырабатывать у человека высокий уровень гемоглобина в крови, нет. Возникает резонный вопрос: как существующие методы допинг-контроля этот вирус собираются выявлять и тем более с ним бороться? А никак! Так же, как в течение долгого времени никто не мог обнаружить приводящий к такому же эффекту и широко применяемый спортсменами генно-инженерный препарат эритропоэтин (ЭПО). А еще совсем недавно невозможно было обнаружить пришедший на смену обычному ЭПО производный от него, но более мощный препарат последнего поколения - дарбопоэтин. Именно он содержался в допинг-пробах испанского лыжника Йоханна Мюллега, а также россиянок Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой, взятых во время зимней Олимпиады, и стал виновником громких скандалов в Солт-Лейк-Сити.

Но кто способен поверить, что, например, Лазутина и другие "застуканные" использовали запрещенные препараты, а остальные спортсмены - нет? Просто этим повезло - они не попались, а тем - нет...

Все эти размышления наводят на уже давно активно продвигающееся мнение: "а может, стоит... разрешить допинг?"

Вопрос неоднозначный. Любой медик знает, что в фармакологии нет понятия "полезный" или "вредный". Все решает доза. Если, например, комплекс препаратов, которые под видом восстановителей легально используют атлеты при больших нагрузках, дать обычному человеку, он, скорее всего, станет инвалидом. А спортсмены - ничего. Едят. Спорт высших достижений - это, если хотите, своего рода эксперимент, на который люди идут сознательно. Причем его результат - ответ на вопрос "Каким образом человек может поднять в толчке 300 килограммов или установить очередной мировой рекорд в беге на 100 метров?" - интересует всех: ученых, производителей экипировки и оборудования, телевидение... Врачей, наконец.

С другой стороны, атлеты из разных стран уже давно убедились на собственной шкуре: нагрузки в большинстве видов спорта таковы, что работа без помощи запрещенных фармакологических препаратов наносит их организму больший вред, нежели побочные явления от употребления этих препаратов. Выходит, что бешеные гонорары за рекорды и победы, которыми сам же МОК провоцирует спортсменов на употребление допинга, - не что иное, как... лечебное пособие на восстановление подорванного нечеловеческим напряжением организма.

Внести ясность в сложившуюся ситуацию мы попросили тренера по легкой атлетике Татьяну Нарейко.

- Целесообразности в легализации допинга я не вижу, - считает она. - Подобное решение может спровоцировать пришествие в спорт большого количества дилетантов, которые просто "угробят" спортсменов. Тем не менее какая-то витаминизация, безусловно, нужна. Без нее "предел возможностей" не переступить. Однако существует большое количество растительных препаратов, которые вполне способны заменить допинг... Нужно только знать, как и когда их принимать, и правильно сочетать прием с нагрузками.

- Другими словами, определяющим в достижении результата является именно "человеческий фактор"...

- Безусловно. Атлет, добившийся результатов с помощью допинга, способен удерживать их лишь какое-то ограниченное время, после чего следует неминуемый спад.

- Выходит - можно и без "колес"? Тогда почему же принимают?..

- Сложно объяснить, чем это вызвано. Возможно, привычка... Однако мое твердое убеждение, что, нарастив за счет ОФП мышцы и за счет "нарезанных" на тренировках километров, спортсмены способны "создать" достойный результат.

Спорить на тему "полезен или вреден допинг" можно сколько угодно. При любом раскладе вероятность того, что Международный олимпийский комитет разрешит прием запретных препаратов, выглядит достаточно низкой.

"Я не думаю, что когда-нибудь МОК решится легализировать допинг", - говорит белорусский представитель самого "разоблачаемого" в последнее время вида спорта - тяжелой атлетики - Виталий Дербенев, и его мнение более чем заслуживает внимания. Ведь действительно ни для кого не секрет, что современный спорт - это деньги. Причем деньги, согласитесь, немалые. Кроме производителей медпрепаратов, для которых легализация допинга открывает просто необъятные горизонты для дальнейшего наращивания производства, существует несметное число разнообразных организаций, в обязанности которых входит "отлов" сбившихся с "праведного пути" представителей спортивной элиты. Для этих, последних, такое решение - смерти подобно: в одночасье без работы останутся миллионы сотрудников во всем мире, в никуда уйдут миллиардные вложения... Трудно представить, что должно случиться, чтобы МОК решился на такую революцию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter