Доноры и реципиенты

В 2012-м Беларусь освоит по техническому сотрудничеству $ 50 млн

В нынешнем году Беларусь освоит в рамках международного технического сотрудничества около $ 50 млн.

Деньги — «кровь» экономики. Видимо, эта идиома косвенно поспособствовала появлению другой — «экономическое донорство». Равно как и в медицине, когда здоровый человек добровольно помогает больному, страны с более развитой экономикой производят финансовые вливания в экономически слабые регионы планеты. Специалисты даже подсчитали, что 11 % всего чистого оттока капитала из развитых стран составляет экономическая помощь, предоставляемая развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Беларуси в данном случае пока уготована участь реципиента. Как ожидают специалисты, в течение ближайших нескольких лет в экономику нашей страны благодаря подобным проектам будет привлечено более $ 400 млн.

В начале мая постановлением Совета Министров № 411 была одобрена Национальная программа международного технического сотрудничества на 2012—2016 годы (НПМТС). Как поясняют в Минэкономики, этот документ предоставляет донорскому сообществу потребности нашей страны в международной технической помощи, а также определяет основы национальной политики в этом вопросе. Программа содержит 114 проектных предложений и описаний проектов на $ 411,5 млн. В качестве приоритетов международного технического сотрудничества определены такие, как развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства (проектные предложения на сумму $ 51,6 млн.), эффективное государственное управление и повышение качества государственных услуг ($ 320,7 млн.), экологическая устойчивость ($ 35,2 млн.), региональное развитие ($ 4 млн.).

Примечательно, что принятая программа — уже четвертая по счету. Предыдущая завершилась в конце 2011 года и, по оценкам Минэкономики, была выполнена примерно на 60 %. Общий объем финансирования, который удалось привлечь в рамках завершившейся программы, составил около $ 100 млн., Минэкономики зарегистрировало 46 проектов. Впрочем, в реальности пока поступила только половина этих денег, ведь большинство проектов долгоиграющие — срок их реализации составляет 2—3 года. Начиная с 2008 года специалисты констатируют тенденцию роста объемов средств, осваиваемых в республике по проектам международной технической помощи. Тогда впервые удалось перевалить за отметку в $ 40 млн. Что забавно, по времени это совпало с обратной тенденцией — мировой экономический кризис заставил многие донорские организации стать более прижимистыми, именно 2008—2009 годы на рынке донорского капитала стали самыми сложными за последние десятилетия. В 2010 году в рамках проектов технической помощи белорусским организациям и предприятиям удалось освоить $ 42 млн., в 2011 году — $ 46 млн.

Для проектов международной технической помощи, включенных в НПМТС на 2012—2016 годы, определен упрощенный порядок регистрации без дополнительного одобрения отдельными решениями правительства. «Такие проекты международной технической помощи считаются одобренными, если они не вносят изменений в первоначальные предложения по целям, задачам, списку получателей международной технической помощи, не предусматривают привлечения софинансирования республиканского или местных бюджетов», — пояснил начальник отдела по сотрудничеству с международными организациями и координации технической помощи Министерства экономики Иван Бельчик. В иных случаях проекты международной технической помощи будут одобряться другими законодательными актами.

Создание подобной программы вряд ли можно назвать отражением работы белорусской бюрократической машины. Казалось бы, когда сторонние зарубежные организации добровольно выделяют финансовую помощь на проекты, в которых для них нет очевидной финансовой отдачи, заинтересованность в максимально форсированном привлечении капиталов должна стоять на первом месте. На самом деле это обычная мировая практика: страны-доноры предпочитают работать напрямую с правительством страны-реципиента и субсидировать непосредственно в страновой бюджет, откуда финансы уже впоследствии уходят на заявленные в проектах нужды. Экономическая помощь нередко направляется на осуществление крупных проектов, прежде всего в транспортное строительство, энергетику, связь, поставки для которых обычно имеют связанный характер и выгодны для транснациональных компаний.

В настоящее время в оказании помощи развитию участвуют все промышленные страны, предоставляя экономическую помощь за счет бюджетных средств. В целом развитые страны направляют на экономическую помощь 0,22 % ВВП, и этот показатель в последние несколько лет начал бурно сокращаться. Связывают это с экономическими сложностями, которые сегодня переживают развитые государства Евросоюза. «К примеру, еще недавно Греция была достаточно активным государством-донором. Но ситуация сложилась таким образом, что ей самой в немалой степени требуется финансовая помощь со стороны», — говорит Иван Бельчик.

Зимой нынешнего года на Венском экономическом форуме «Экономика — движущая сила регионального развития» было отмечено, что страны-доноры теперь гораздо строже отбирают проекты для финансирования. Рассчитывать на него получатели могут только при условии выполнения всех обязательств и реформ, необходимых для обеспечения здорового и устойчивого экономического роста.

Экономическая помощь обычно компенсирует недостатки в функционировании рыночных механизмов или невозможность их функционирования в международном масштабе. Часто она направляется на удовлетворение необходимых нужд или на создание инфраструктурных объектов, которые обеспечивают условия для проникновения частного капитала. В перечне проектных предложений НПМТС на 2012—2016 годы находится немало госорганов, подавших заявки на международную донорскую помощь. В их числе Комитет государственной безопасности, МВД, пограничный и таможенный комитеты. В частности, ГТК просит профинансировать строительство и оснащение оборудованием автодорожных пунктов пропуска «Мохро» и «Новая Гута» на границе с Украиной (на $ 14 млн. и $ 11,7 млн. соответственно), а также строительство автодорожного пункта пропуска «Комарин» на белорусско-украинской границе ($ 14 млн.). Кроме того, ГТК необходимо $ 12,2 млн. долларов на совершенствование и развитие системы предотвращения незаконного перемещения через государственную границу ядерных и радиоактивных материалов. Министерство внутренних дел намерено реализовать с привлечением международной помощи четыре проекта на общую сумму $ 4,8 млн. В числе нуждающихся в международном финансировании и Министерство здравоохранения, которому на профилактику и лечение ВИЧ/СПИДа необходимо $ 39,3 млн., а также ряд других учреждений и ведомств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter