"Дом паркета" на диете. Почему?

Стремительному взлету ассоциации "Производственное объединение "Дом паркета" еще недавно трудно было не позавидовать.
Стремительному взлету ассоциации "Производственное объединение "Дом паркета" еще недавно трудно было не позавидовать. За короткий срок своего существования частное предприятие не только завладело половиной паркетного рынка в Беларуси, но и стало лидером на постсоветском пространстве по ассортименту покрытий для пола. Даже российский кризис не смог помешать его уверенному развитию: производители вовремя переориентировались на европейских покупателей, поставляя им до 80 процентов продукции. Однако из-за неожиданно возникшей сырьевой проблемы "Дом паркета" вот уже 8 месяцев сидит на голодном пайке. За частным случаем просматриваются общие проблемы деревообрабатывающей отрасли. Об этом корреспондент "СБ" беседует с генеральным директором ассоциации "Производственное объединение "Дом паркета" Александром ЛОМАКО.

- Нынешняя ситуация в точности повторяет ту, что была два года назад, когда основной поставщик дубового сырья - ЗАО "Мозырский леспромхоз" - поднял цены аж на 75 процентов, - начал Александр Николаевич. - Наша продукция тут же стала убыточной. Тогда по указанию Александра Лукашенко нам был напрямую выделен лесосечный фонд. Мы вложили около миллиона долларов в выкуп лесопункта и его техническое перевооружение, в результате чего себестоимость сырья и материалов в общих затратах снизилась с 61,7 до 39,5 процента. Производство опять стало прибыльным. Но история, как говорится, ходит кругами. В июле прошлого года фанерный завод в Пинске поднимает цену на фанеру с 220 до 350 долларов за кубометр. Естественно, мы вынуждены были отказаться от такого сырья. После обращения в правительство концерну "Беллесбумпром" было поручено обеспечить нас фанерой. Однако в прошлом году "Дом паркета" получил ее менее половины от необходимого. Оказалось, что фанерный и мебельный бизнес у нас поделен. Сырье для изготовления фанеры и шпона скупается различными фирмами. Затем фанера и мебель забираются по бартеру по бросовым ценам и вывозятся в Россию или Польшу для последующей перепродажи.

- Для лесного государства, каковым считается Беларусь, проблемы с сырьем для деревообработки выглядят надуманными. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?

- Эта проблема появилась тогда, когда бывшие руководители концерна "Беллесбумпром" решили акционировать леспромхозы. Идея сама по себе неплохая, но при условии, если имеется инвестор, готовый вложить средства в обновление основных фондов. Однако сделали наоборот. Разделили их стоимость на акции, создав, по сути, частные предприятия. Передали им лесосечный фонд и дали право диктовать цену на пиловочник и другие лесоматериалы, поставляемые мебельщикам. В итоге заготовители цену подняли до такого предела, что мебель уже трудно продать. При этом прибыль леспромхозов в основном уходит на дивиденды, хотя износ основных фондов достиг 80 - 90 процентов. В итоге годовая лесозаготовка снизилась вдвое. Фанерные заводы простаивают из-за отсутствия древесины. В тупик отрасль загнало разъединение леспромхозов с деревообрабатывающими предприятиями. Пока еще есть шанс исправить ошибку. Жизнью доказано, что владеть лесосечным фондом должен деревообработчик, а леспромхозу нужно или войти в состав деревообрабатывающего объединения, или на конкурсной основе с лесхозами получать подряд на рубку леса от него. Простой пример: выкупив Василевичский лесопункт, мы увеличили ежемесячную заготовку леса в 4 раза.

- Александр Николаевич, почему около месяца назад ваше предприятие было выведено из состава концерна "Беллесбумпром"?

- Формальным поводом стала реорганизация нашего предприятия. Поскольку в новом Гражданском кодексе отсутствуют производственные объединения, мы преобразовались в ассоциацию деревообрабатывающих предприятий "ПО "Дом паркета". В этот момент концерн незаконно исключил нас из своего состава. Не всем нравится, что "Дом паркета", развивая собственную лесозаготовку и снижая себестоимость материалов, ориентирует другие предприятия на объединение леспромхозов с деревообрабатывающими предприятиями и передачу лесосеки переработчикам. Теперь нас решили лишить фанеры, а значит, поставить на грань банкротства. Мы намерены обратиться с иском в хозяйственный суд. Есть и другой вариант: организовать собственное производство фанеры. Но на это уйдет слишком много средств и времени. Мы, кстати, предлагали вложить деньги в Борисовский ДОК, чтобы модернизировать производство и вдвое увеличить там выпуск фанеры. Однако, по-видимому, это предприятие уже подготовили к выкупу. Концерн утвердил ему уставный фонд около 100 тысяч долларов. За них сегодня можно скупить акции трех заводов, входящих в комбинат. Тем не менее мы не падаем духом. Создав систему предприятий по заготовке леса, комплексной его переработке и экспорту готовой продукции, мы увидели, что будущее именно за такими комплексами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter