Должна ли быть альтернатива?

Очередная сессия Палаты представителей стартует через две недели.
Очередная сессия Палаты представителей стартует через две недели. По традиции, осенняя сессия - это своего рода бюджетный марафон, ведь рассмотрению этого законопроекта депутаты и наблюдатели будут уделять максимум времени и внимания. Однако нельзя забывать, что сессия рассмотрит и ряд других документов, значение которых для общества и государства трудно переоценить.

Несмотря на то что право законодательной инициативы есть не только у министерств и ведомств, но и у самих парламентариев, последние им пользуются крайне редко. В прошлом году на суд общественности и коллег-парламентариев только член Совета Республики Николай Чергинец представил проект закона, который наделал немало шума среди журналистов, - "Об информационной безопасности". А на очередной сессии депутат Палаты представителей Владимир Новосяд собирается предложить свой плод законотворчества - проект закона "Об альтернативной службе". За основу документа взят модельный законопроект, принятый на сессии Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге, учтен опыт аналогичных законов Украины и Кыргызстана.

"Документ прошел все согласования, - рассказал депутат. - Наиболее квалифицированные ответы пришли из КГБ, Минтруда и социальной защиты, Минобороны - по каждому пункту не просто отписки, а размышления, как лучше разрешить все вопросы. После доработки мы отправляем наш закон в Национальный центр законотворческой деятельности. И после заключения специалистов центра законопроект может быть вынесен на суд сессии".

Просто сказать, что такой закон люди ждут, - значит не сказать ничего. В каждой семье есть подростки; и когда приближается выпускной в школе, в среднем специальном или высшем учебном заведении, тысячи семей начинают жить ожиданием: куда же пойдут служить их мальчики? Как считает автор законопроекта, у нас продолжается сокращение Вооруженных Сил и государство уже не нуждается в таком количестве призывников. Пример многих стран, переживших модернизацию армии, прост и понятен: именно альтернативная служба становится одним из элементов построения гражданского общества. Ведь кроме того, что у молодежи есть выбор, исчезает почва для взяток и злоупотреблений, фальсификации документов и членовредительства, которые пока имеют место быть. Когда юноши перестанут "косить" от службы, когда семьи перестанут врать себе и другим, общество, без сомнения, станет чище и честнее. Да и армия от этого только выиграет.

Удивительное дело, но законопроект с аналогичным названием в парламентском "рабочем портфеле" мог появиться уже давно - такой документ разработан Министерством труда и социальной защиты. Но, к сожалению, больше года не вносится на рассмотрение сессии. "Принятие такого закона, - считает депутат, - это шаг в направлении создания профессиональной армии. Как только будет введена социальная служба, у огромной массы юношей будет выбор службы - армия или социальные учреждения". Поэтому продолжается закулисная борьба за два главных момента: срок альтернативной службы и кто имеет на нее право. Один из аргументов военных - в армии солдат служит 24 часа в сутки. Значит, альтернативщики должны служить не полтора года, как солдаты, а в два раза дольше. Владимир Новосяд, который не склонен рассматривать альтернативную службу как вид наказания, настаивает на сроке службы в 27 месяцев, а для лиц, имеющих высшее образование, - 18 месяцев.

Еще один чувствительный момент, который уже стал предметом дискуссии: Конституция прописывает право альтернативной службы членам ряда религиозных организаций. Но нет законопроекта, который прописывал бы механизм реализации такого права. "У нас много молодежи, - напоминает депутат, - с пацифистскими убеждениями. Но вот общественных организаций такого толка, членство в которых могло бы подтвердить право на альтернативную службу, - нет. Возникает вопрос: если альтернативу воинской службе составляют только религиозные убеждения, не спровоцирует ли такая постановка вопроса всплеска "симпатии" к определенным религиозным конфессиям. Думаю, не надо бояться, что альтернативная служба "обескровит" армию. В обществе всегда были и будут молодые люди, для которых армия не каторга, а священный долг и честь".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter