Долги наши...

- Да заплачу я, - уныло канючил изрядно выпивший мужичок.
- Да заплачу я, - уныло канючил изрядно выпивший мужичок. - Вот только на работу устроюсь.

Хозяин покосившегося домика в частном секторе на столичной улице Богдановича в долгах как шелках: и Белгосстраху должен, и налоговой инспекции, и районной администрации - в общем и целом 25 тысяч рублей. В случае неуплаты в ближайшие дни ему светит опись имущества. Опишут, решаю я про себя.

- Заплатит, - заверяет меня судебный исполнитель суда Советского района столицы Зинаида Максимович, с которой мы вместе отправились в рейд по ее участку. - Если вижу, что своим, хоть и не ахти каким имуществом, должник дорожит, лучше попытаться решить вопрос мирно, без описи. На постоянную работу такой, конечно, не устроится, но на разгрузке овощей-фруктов, к примеру, подзаработать может. К каждому должнику нужен особый подход. Бывает, назовешь такого пьяницу по имени-отчеству - уважение к нему уже давно никто не выказывал - и добьешься больше, чем карательными мерами.

Каждый месяц судебные исполнители имеют дело минимум с сотней исполнительных производств, большинство из которых связано со взысканием штрафов. В прилагаемых документах кратко изложена суть правонарушения и определено наказание, на исполнение которого отводится 20 дней. Но о том, какой ценой иной раз приходится добиваться торжества правосудия, многие из нас и не догадываются.

Один из "постоянных клиентов" Зинаиды Максимович - 42-летний безработный, который год уклоняющийся от уплаты алиментов. Бывшей жене он задолжал почти 3 миллиона рублей.

- Тяжелый случай, - вздыхает судебный исполнитель. - Бывшая жена долго не хотела писать заявление о привлечении его к уголовной ответственности. А без этого документа мы чаще всего бессильны. В таких случаях женщины либо боятся своих "бывших", либо жалеют. Наконец взыскательница решилась. Будем готовить документы в прокуратуру.

За 6 месяцев нынешнего года через районный суд прошло 881 исполнительное производство, связанное с алиментами. В прошлом году в отношении злостных неплательщиков было возбуждено 79 уголовных дел. Взыскательницы алиментов часто жалуются: "Муж - замдиректора фирмы, а на ребенка платит копейки, ведь по документам его зарплата меньше 100 тысяч". Ситуация в самом деле парадоксальная. Однако установить, сколько каждый алиментщик получает "левых" денег, практически невозможно, и методов воздействия на него у судебного исполнителя никаких. Выходит, если бывший благоверный - безработный, то пусть теоретически, но с него можно взыскать в несколько раз больше - для безработных сумма алиментов на одного ребенка составляет 25 процентов от средней заработной платы по городу...

Нередко Зинаиде Максимович приходится быть посредником в делах, связанных с так называемыми "папиными днями". Недавно разведенная пара буквально забросала служителей закона взаимными обвинениями в нарушении решения суда. По настоянию отца, график его посещений получился настолько сложным, что родители сами в нем запутались, а ребенок, как это часто бывает, стал орудием для выяснения отношений.

Как граждане относятся к судебному исполнителю? Иногда попросту не открывают ему дверь. Под одной такой дверью мы безрезультатно простояли полчаса, прислушиваясь к осторожным шагам по ту сторону. Когда поджимают сроки, должников караулят часами. Не всегда судебный исполнитель предупреждает о визите. Скажем, когда речь идет о конфискации имущества. Однако и народ "не промах". Довольно часто на просьбу Зинаиды Михайловны открыть дверь отвечают рекламным слоганом вроде "папа спит, просил не беспокоить..."

За день мы обошли более десятка адресов. Пообщались с соседом дебошира, который больше месяца скрывается от отправки в ЛТП, поучаствовали в разделе домовладения, наведались в дом к любителю безбилетной езды в общественном транспорте, 5 тысяч штрафа за которого уже не в первый раз привычно заплатил его престарелый отец - он, пожалуй, единственный, кто расплатился не обещаниями, а наличными.

За 6 лет работы Зинаида Михайловна наслушалась и насмотрелась разного. Бывает, оскорбят, да еще и собаку натравят. Теоретически таких можно привлечь к ответственности за неуважение к суду, но практически сделать это очень сложно. Единственное оружие судебных исполнителей против агрессивно настроенных граждан... смекалка. В отличие от российских коллег, у них нет ни служебной формы, ни табельного оружия, ни даже газового баллончика. Лишь изредка их сопровождает участковый.

Последний наш визит в семью, накопившую 80-тысячный долг по квартплате. Окинув взглядом квартиру, Зинаида Михайловна начинает описывать имущество: сервант, настенные часы, письменный стол, стиральная машина... "А может, не надо? Мы деньги найдем", - жалобно уверяют должники.

За скупыми строками каждого исполнительного документа - чья-то боль. При виде судебного исполнителя одни клянут начальство, другие - жизнь и представителя власти, кто-то пытается вызвать к себе жалость. Некоторых, действительно, жаль. Но на часах уже 22.00, а по закону позже этого времени беспокоить граждан нежелательно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter