Текущие по Беларуси реки связывают Балтийское море с Черным

Долгая дорога к морю

Текущие по Беларуси реки связывают Балтийское море с Черным.
Текущие по Беларуси реки связывают Балтийское море с Черным. Неудивительно, что страна стремится получить выход к морским портам. Созданию нового пути «из варяг в греки» препятствуют несколько запущенных речных участков. От Бреста до Херсона пройти по воде можно. А вот Западный Буг от Бреста до Варшавы несудоходен. Пока.

Сегодня в восстановлении водного сообщения между двумя морями заинтересованы три страны — Беларусь, Украина и Польша.

Символично, что именно в Бресте в конце марта подписан меморандум о воссоздании пути Днепр — Буг — Висла — Одер. Сухопутный город имеет морские традиции. В начале прошлого века моряки, участники русско–японской войны 1904 — 1905 годов, и их брестские семьи оплатили строительство в городе храма Николая Чудотворца. Недавно в благодарность рядом с церковью, напоминающей корабль, установлен памятник — от современных брестчан.

В Бресте имеется центр юных моряков — причем с флотилией. Не один выпускник уже окончил «мореходку». А вот прямого выхода к самому морю у Бреста нет...

Летом — на лодках по воде, зимой — на санях по ледяным руслам. Когда–то другого способа транспортировки грузов практически не существовало. Судоходной была не только норовистая полесская Горынь, но даже канал Винец — приток Ясельды. Брестский кладоискатель нашел на его берегу в Березовском районе немало римских монет. Утерянная во время боев или кораблекрушения на некогда реке Винцве воинская касса? Не исключено...
У нашей страны богатая история строительства и использования воднотранспортных систем. Августовский канал, Огиньский, Днепровско–Бугский... Таких уникальных каналов, как Августовский, в мире всего три — еще Каледонский в Великобритании и канал Гота в Швеции.

По каналу Огиньского, кроме судов, по воде перемещался плавающий театр, где ставили пьесы, написанные самим Михалом Казимиром Огиньским. Канал, к сожалению, не восстановлен. Вопрос о его судьбе открыт до сих пор («Полонез для канала Огиньского», «СБ» за 24 августа 2005 года).

Конечно, для водного туризма сегодня привлекателен больше Августовский канал. Но и на реке Неман планируют восстановить традиции судоходства. Есть планы создать уникальный международный культурно–исторический и туристический маршрут «Путь Витины» (от названия торгового речного транспортного судна, курсировавшего в XIX веке по Неману).

Два века в эксплуатации Днепровско–Бугский канал. Сейчас активно обновляются за счет бюджета гидротехнические сооружения. Гидроузлы Тришин, Новосады, Дубой обрели вторую жизнь. Построен гидроузел Кобрин. Все они соответствуют высоким параметрам международной классификации.

Но вернемся к недавнему международному форуму по восстановлению пути Днепр — Буг — Висла — Одер, прошедшему в Бресте. Общая протяженность речной магистрали Е–40 — более двух тысяч километров. Третья ее часть проходит по нашей территории. Реки интересны в первую очередь для более практичного дела, чем туризм, — грузоперевозок. Ежегодный их объем по воде в нашей стране в 1991 году составлял 18,5 миллиона тонн. 1996 год — резкий спад. Всего 900 тысяч. Сейчас — до 5 миллионов тонн. Строительный песок, камень — основные грузы. Специалисты утверждают: отрасль целостная, она функционирует и развивается.

Европа заинтересована в экологичном транспорте. Беларусь — в транзите как таковом. Но кто сказал, что финансовая выгода и экология — несовместимые понятия? Деловые люди знают: речные перевозки по–прежнему дешевле сухопутных.

У Беларуси уже законодательно определены условия подобных перевозок с Польшей, Украиной и Литвой. Теперь в Бресте подписан документ, регламентирующий отношения между участниками проекта по восстановлению пути Е–40. Таким образом, партнеры переходят от стратегии к практике.

Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко говорит, что «если наши соседи примут активное участие в проекте и водный путь будет восстановлен, получат развитие туризм, международные и культурные связи, вся инфраструктура вокруг».

Программа восстановления участка от Днепра до Вислы финансируется ЕС.
Очевидно, выгода — общая. Водный путь удобен для транспортировки габаритных грузов. Причем он предпочтительнее соединения Дунай — Майн, которое сейчас используется в направлении Центральной Европы и Украины. Конкретнее — на 1.000 километров короче. У приграничных регионов появится возможность стать центрами перевозок международного значения.

Ну а для нашей страны — это еще и выход к портам Балтийского моря, включение белорусских водных путей в систему внутренних водных путей Западной Европы.

Советская Белоруссия №65 (24448). Вторник, 8 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter