Должна ли Беларусь платить и предоставлять льготы пережившим нацистскую оккупацию и неволю?

Долг поколений

Должно ли государство платить и предоставлять льготы пережившим нацистскую оккупацию и неволю?
Автор этого письма в конце его сделал приписку: «Не претендую на гласность. Прошу считать мое письмо личным мнением. Как говорится, не для печати». Поэтому я и не называю никаких имен, тем более в данном случае они не столь уж принципиальны. Главное здесь — сама тема разговора, которая в последнее время уверенно замаячила на горизонте общественного обсуждения. И такое письмо, к сожалению, не первое в редакционной почте. Газете приходилось направлять подобные обращения в соответствующие административные органы с просьбой разобраться в ситуации, в каких–то случаях перепроверить документы. Надо сказать, коллизия непростая и крайне деликатная. Возможно, многие даже посчитают, что не стоит затрагивать ее публично. Могла бы согласиться с таким подходом, если бы происходящее было лишь неким временным социопсихологическим изъяном, который «рассосется» сам по себе. Однако все не так, похоже.


Итак, суть письма. Автор, сам относящийся к поколению детей Великой Отечественной войны, выражает сомнение по поводу обоснованности выплат со стороны государства некоторым категориям своих ровесников, переживших нацистскую оккупацию и неволю, считает, что отдельные дела о пострадавших от нацизма сфальсифицированы. «...Когда Германия объявила о выплате им компенсаций, платили немцы. Это их деньги. Но за что им платит и предоставляет льготы наше государство?


Поверьте, пишу об этом не из личной корысти. Я всем обеспечен за мои более чем полвека трудового стажа и благодарен за то государству. Но моих сверстников, в т.ч. и меня, детьми войны не признали. А ведь мы, подростки, пережили оккупацию, а после освобождения работали на производстве, в колхозах. Работали день и ночь. В колхозах — почти бесплатно («за палочки»). Все для фронта, все для победы. Кроме того, колхозники платили налоги: сдавали молоко, мясо, яйца, выплачивали различные займы, страховки. Не было налога только на собак и кошек. А вот обложенные неподъемными налогами сады просто вырубали.


...Может, я не все понимаю, но сегодня в стране немало социальных проблем, решение которых требует финансовых затрат. Прошу меня извинить, что обратился в редакцию «СБ», а не в другие инстанции. Я ваш постоянный подписчик уже несколько десятков лет. Думаю, моя любимая газета поможет разобраться с изложенной проблемой с пользой для государства и его бюджета».


Мы благодарны автору письма за искренность и доверие к газете. И все же сейчас не буду вдаваться в подробности выдвинутых им обвинений. Подтасовки подобного рода, наверное, действительно случались, но массового характера, конечно же, не имели. Поэтому главное, как мне кажется, — в другом. На протяжении нескольких лет «СБ» постоянно говорит со своих страниц о проблеме, условно обозначенной как «дети войны». Однако решить ее возможно только на уровне законодателей и Правительства. И пока такого решения нет. О чем приходится только сожалеть.


Впереди большой и светлый праздник — 70–летие Великой Победы. Праздник всей страны, а в первую очередь тех, кто непосредственно мог до этой победы не дожить в самом прямом смысле, потому что оказался под жесточайшим гнетом врага–оккупанта. Страшная участь была уготована жертвам гитлеровской неволи — и старикам, и младенцам. О том, как это происходило, еще рассказывают нам бывшие узники лагеря смерти в Озаричах, нацистских концлагерей Освенцим, Майданек, Треблинка, Бухенвальд — мальчишки и девчонки военной поры. Но так же в муках дети погибали в огне сожженных нацистами белорусских деревень, тонули в непроходимых болотах, спасаясь от карателей, умирали от голода, холода и болезней. И страшно представить, что пережившие этот страх и выжившие, люди сегодня очень немолодые, начнут с недоверием и подозрением смотреть друг на друга.


А ведь мы фактически их к тому подталкиваем, разделяя на какие–то отдельные категории, кому–то что–то даем, а кому–то не даем. Вместо того чтобы сплотить и сказать всем: «Ваши страдания не забыты, ваши отцы, наши деды и прадеды, погибали на фронте ради вас, но и за нас тоже. Вы вынесли тяготы сиротства, недостачи, тяжелый труд ради того, чтобы мы сегодня были такими умными и благополучными. Спасибо вам!» Автор приведенного выше письма уверяет, что не обида движет им. Позволю себе не согласиться. Все–таки — и обида тоже. Что абсолютно понятно и естественно, на мой взгляд. Давно уже созрела ситуация, когда всем, кто пережил ту войну, — всем без исключения! — будет оказано должное общественное и государственное уважение. И рассуждения о том, во что все выльется в рублях, здесь, мягко говоря, неуместны. Ведь это — долг поколений.

ulitenok@sb.by


Советская Белоруссия №209 (24590). Пятница, 31 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter