Итак, суть письма. Автор, сам относящийся к поколению детей Великой Отечественной войны, выражает сомнение по поводу обоснованности выплат со стороны государства некоторым категориям своих ровесников, переживших нацистскую оккупацию и неволю, считает, что отдельные дела о пострадавших от нацизма сфальсифицированы. «...Когда Германия объявила о выплате им компенсаций, платили немцы. Это их деньги. Но за что им платит и предоставляет льготы наше государство?
Поверьте, пишу об этом не из личной корысти. Я всем обеспечен за мои более чем полвека трудового стажа и благодарен за то государству. Но моих сверстников, в т.ч. и меня, детьми войны не признали. А ведь мы, подростки, пережили оккупацию, а после освобождения работали на производстве, в колхозах. Работали день и ночь. В колхозах — почти бесплатно («за палочки»). Все для фронта, все для победы. Кроме того, колхозники платили налоги: сдавали молоко, мясо, яйца, выплачивали различные займы, страховки. Не было налога только на собак и кошек. А вот обложенные неподъемными налогами сады просто вырубали.
...Может, я не все понимаю, но сегодня в стране немало социальных проблем, решение которых требует финансовых затрат. Прошу меня извинить, что обратился в редакцию «СБ», а не в другие инстанции. Я ваш постоянный подписчик уже несколько десятков лет. Думаю, моя любимая газета поможет разобраться с изложенной проблемой с пользой для государства и его бюджета».
Мы благодарны автору письма за искренность и доверие к газете. И все же сейчас не буду вдаваться в подробности выдвинутых им обвинений. Подтасовки подобного рода, наверное, действительно случались, но массового характера, конечно же, не имели. Поэтому главное, как мне кажется, — в другом. На протяжении нескольких лет «СБ» постоянно говорит со своих страниц о проблеме, условно обозначенной как «дети войны». Однако решить ее возможно только на уровне законодателей и Правительства. И пока такого решения нет. О чем приходится только сожалеть.
Впереди большой и светлый праздник — 70–летие Великой Победы. Праздник всей страны, а в первую очередь тех, кто непосредственно мог до этой победы не дожить в самом прямом смысле, потому что оказался под жесточайшим гнетом врага–оккупанта. Страшная участь была уготована жертвам гитлеровской неволи — и старикам, и младенцам. О том, как это происходило, еще рассказывают нам бывшие узники лагеря смерти в Озаричах, нацистских концлагерей Освенцим, Майданек, Треблинка, Бухенвальд — мальчишки и девчонки военной поры. Но так же в муках дети погибали в огне сожженных нацистами белорусских деревень, тонули в непроходимых болотах, спасаясь от карателей, умирали от голода, холода и болезней. И страшно представить, что пережившие этот страх и выжившие, люди сегодня очень немолодые, начнут с недоверием и подозрением смотреть друг на друга.
А ведь мы фактически их к тому подталкиваем, разделяя на какие–то отдельные категории, кому–то что–то даем, а кому–то не даем. Вместо того чтобы сплотить и сказать всем: «Ваши страдания не забыты, ваши отцы, наши деды и прадеды, погибали на фронте ради вас, но и за нас тоже. Вы вынесли тяготы сиротства, недостачи, тяжелый труд ради того, чтобы мы сегодня были такими умными и благополучными. Спасибо вам!» Автор приведенного выше письма уверяет, что не обида движет им. Позволю себе не согласиться. Все–таки — и обида тоже. Что абсолютно понятно и естественно, на мой взгляд. Давно уже созрела ситуация, когда всем, кто пережил ту войну, — всем без исключения! — будет оказано должное общественное и государственное уважение. И рассуждения о том, во что все выльется в рублях, здесь, мягко говоря, неуместны. Ведь это — долг поколений.
ulitenok@sb.by
Советская Белоруссия №209 (24590). Пятница, 31 октября 2014.