Как работают белорусские коллекторы?

Долг платежом страшен

Берешь чужие — отдаешь свои. Так обычно говорят о занятых средствах, которые совсем не хочется возвращать. Кредитор же ждать не будет. Так в отношениях кредитор — должник появляется третий, но не лишний — судебный пристав, или так называемый коллектор. Это кому как повезет. Российские коллекторы, например, деньги из своих клиентов иногда выбивают в прямом смысле слова. А пользуются ли такими радикальными методами у нас, выяснила корреспондент «Р».


Для начала ищу подобные агентства в байнете. Сходу поисковик выдает с десяток минских юридических фирм, занимающихся взысканием задолженности. В основном с юридических лиц. 

Звоню в одну из них, в ту, что помогает вернуть долг физических лиц, то есть граждан. Директор Сергей сразу предупреждает: с российскими «коллегами», чьи нравы я так красочно описываю, у них ничего общего нет и быть не может. Методы воздействия в агентстве другие — правовые. И работают с людьми профессиональные юристы. Да и само агентство не «коллекторское»: название скорее для того, чтобы человек сразу понимал, чем здесь занимаются. 

Если не вдаваться в юридические тонкости, то процесс выглядит примерно так. Компания заключает с кредитором договор возмездного оказания услуг. Тот передает данные должника, и с ним начинают работать. Как? 

Сначала оператор напомнит о просроченной оплате по телефону. Если ответной реакции не будет, позвонят еще раз, а потом еще. И так до тех пор, пока должник не раскошелится. Впрочем, специалисты могут не только позвонить, но и лично встретиться с человеком, чтобы в приватной беседе расставить все точки над «i»: выяснить причину просрочки и договориться о сроках начала оплаты. А в том, что приватность обеспечена, можно не сомневаться, уверяет Сергей. И уточняет: информация, полученная от партнеров, никогда не выйдет за стены фирмы. Конфиденциальность гарантирует и современное про-     граммное обеспечение для защиты данных. 

С этим все ясно. Непонятно только, почему фамилии, адреса и номера телефонов должников так легко попадают в чужие руки? Да простят меня юристы, но при заключении договора я рассчитываю на то, что мой домашний адрес, телефон или паспортные данные больше нигде не будут фигурировать. В этом случае персональные данные должников — не банковская тайна, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность, парирует специалист. 

Но вернемся к долгам и агентству. Разговоры, встречи и беседы — все это называется взысканием ранней задолженности до суда. Довольно эффективный способ — примерно треть должников после этого оплачивает счета. Правда, действует он больше на забывчивых и рассеянных граждан, нежели на злостных неплательщиков. 

Следующий этап — исполнительное производство, взаимодействие с органами принудительного исполнения (судебными приставами) и сопровождение исполнения судебного решения. Что значит сопровождение? Агентство возвращает долги физических лиц, иски в отношении которых рассматриваются в суде. Законодательство же не позволяет представлять интересы клиентов в общих судах, это могут делать только адвокаты или штатные юристы компании-кредитора. 

Ну и совсем уж тяжелая артиллерия — инициация уголовного преследования. Подготовка и подача заявления о преступлении в милицию. Если нужно, юристы агентства представят интересы кредитора на этапе предварительного следствия. К этому этапу, правда, приходят единицы. 

Так что все в правовом поле. Никаких угроз, запугиваний или молодчиков с дубинками. Нельзя даже пытаться проникнуть в дом должника без его согласия. Нельзя самовольно изымать имущество и удерживать его до погашения долга. А что можно? Звонить и напоминать о долгах, уговаривать вернуть их, подавать иски в суд, работать с судебным исполнителем — все это можно и нужно. Директор уточняет: основная задача — вернуть человека в график платежей, а не довести его до инфаркта. Ведь причины невозврата денег самые разные: кто-то просрочил платеж из-за забывчивости, кто-то потерял работу и лишился источника дохода. И одной юриспруденцией долг не взыщешь. Здесь нужно быть хорошим психологом. 

Поэтому цивилизованная работа — залог отсутствия жалоб от должников. Разумеется, недовольные были, есть и будут. Однако и они возмущаются умеренно — так сказать, без рукоприкладства. Не случается конфликтов и при личных встречах. 

Значит, наш коллектор — в правовом поле. Насколько мне известно, официально термин «коллекторское агентство» в нашем законодательстве не прописан. А услуги эти предоставляются. Это как? 

Правового регулирования коллекторской деятельности как самостоятельной деятельности коллекторских бюро, нет, уточняет начальник управления регистрации и лицензирования главного управления юстиции Мингорисполкома Александр Моисеенко. Этот вид деятельности классифицируется как деятельность в области права. Подобные организации получают лицензию на право оказывать юридические услуги или осуществлять адвокатскую деятельность. Работать с должниками могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Ясно в этой ситуации одно. Услуга так называемых коллекторов востребована. И они будут работать с должниками все чаще. А чтобы их не бояться, пусть и в правовом поле, может, стоит вовремя отдавать долги? 

Кстати

На днях российская Госдума в первом чтении приняла законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов». Документ регламентирует работу коллекторских агентств.

Законопроект тщательно прописывает правила взаимодействия с должниками банков, микрофинансовых организаций, других кредиторов и лиц, осуществляющих взыскание задолженности.

Документ устанавливает запрет на неправомерное причинение должнику вреда, раскрытие сведений о нем и его долге третьим лицам, вводит лимит на количество телефонных звонков, смс-сообщений должнику в определенный период времени. Должник, в свою очередь, получит право совсем отказаться от общения с коллекторами и сможет договариваться с ними при посредничестве адвоката.

Штраф за нарушение регламента взаимодействия взыскателя с должником в случае принятия законопроекта будет увеличен в 10 раз — до 2 миллионов рублей.

Это факт

По данным МВД Беларуси, обращений и жалоб на работу компаний, взыскивающих задолженность, за последние несколько лет от граждан не поступало.

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter