Докладная Кремлю "о поведении Машерова"

.
...Все-таки история - своеобразная дама, обожающая распоряжаться тайнами по своему усмотрению. Любой бронированный сейф подточит, любой гриф секретности снимет. И даже если из этого сейфа ветры эпох (ох уж эти революционные, перестроечные, реформаторские бури-сквозняки!) унесли в неизвестном направлении копии важных бумаг и навсегда замолчали свидетели роковых событий, в заветное время заветная дверца распахивается - и чудом уцелевшие фрагменты тщательно оберегаемой тайны вываливаются наружу. Пусть фрагменты - но по ним ведь тоже можно реконструировать эпоху. Или, по крайней мере, отдельно взятое событие.

И пусть еще остаются вопросы, море разливанное вопросов, и, как всегда, в тени злодеи и подлецы (кому не нравится пушкинская терминология, может использовать другую), главное ясно - благородство во все времена имеет золотую пробу.

Наша история, дающая больше пищи для раздумий, чем ответов на конкретные вопросы, также об этом - о человеческом благородстве и государственных тайнах, о личном мужестве и партийной принципиальности. Ну и, разумеется, об оставшихся в тени низеньких душах. Все это мы к тому, что в Национальном архиве обнаружился любопытный документ -докладная Кремлю о поведении Петра Машерова. Да-да, хорошо известного Петра Мироновича Машерова.

Причем, как явствует из текста, явно не первая по счету - по всем приметам, Москва не удовольствовалась ранее проведенной проверкой биографии набирающего политическое влияние комсомольского вожака Белоруссии и затребовала повторную.

Итак, время действия - май 1949 года. Только успевший перебраться из уютного Молодечно в Минск 31-летний первый секретарь ЦК ЛКСМБ (до этого парень из деревни Ширки Сенненского района успел повоевать с врагом, получить два ранения и Золотую Звезду Героя Советского Союза) полон задорно-дерзких задумок. Он встречается с кипящей таким же послевоенным энтузиазмом молодежью республики на предприятиях и новостройках, подбадривает добрым словом передовиков и журит отстающих. Он умен, статен, красив. Умеет обаятельно улыбнуться. И ни единым мускулом лица не выдать лежащую на душе тяжесть. А для тяжести есть причины: дальнозоркая Москва под лупой проверяет его личную биографию. Точнее, некоторые деликатные моменты из пришедшейся на военное лихолетье жизни.

Может, он не знает о проверках? Думаем, скорее всего знает. Должен знать. Впрочем, если кто более осведомленный захочет оспорить наше предположение - мы с удовольствием предоставим ему слово.

А пока внимательно вчитаемся в адресованный отделу партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК ВКП(б) документ на имя Дедова А.Л. за подписью секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Н.Гусарова, который так и называется - "О товарище Машерове П.М.".

"ЦК КП(б)Б проведена дополнительная (выделено нами. - Прим. авторов) проверка по вопросу о поведении секретаря ЦК ЛКСМ Белоруссии тов. Машерова П.М. в период Великой Отечественной войны.

Секретарь Молодечненского обкома КП(б)Б тов. Климов, секретарь Ушачского райкома КП(б)Б тов. Василевич (б. секретарь подпольного Россонского РК КП(б)Б), зам. зав. отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК КП(б)Б тов. Королев (б. секретарь Россонского РК КП(б)Б) подтверждают, чему соответствуют и документальные данные партийного дела тов. Машерова (Молодечненский партархив, ф. N 1, оп 1-33, д. 123), что тов. Машеров, будучи учителем Россонской школы (м. Россоны, Полоцкой области), в начале Отечественной войны вступил в истребительный отряд, а после его роспуска в июле 1941 года пытался перейти линию фронта. При этом тов. Машеров был задержан немцами, помещен в лагерь и при отправке эшелона на территорию Латвии бежал.

Возвратившись в Россонский район, тов. Машеров устроился работать вначале счетоводом в Россонской "общине" (в захваченном немцами общественном колхозном хозяйстве), а затем преподавателем математики в Россонской школе. Свое пребывание в Россонах и работу в немецких учреждениях тов. Машеров использовал как легальное прикрытие для работы по созданию комсомольской организации из числа учащихся школы и формированию, с помощью этой комсомольской организации, партизанского отряда из числа коммунистов, комсомольцев и беспартийных жителей м. Россоны и окружающих сельсоветов.

В апреле 1942 года тов. Машеров вместе с группой членов подпольной организации вышел из м. Россоны в лес. Созданный тов. Машеровым партизанский отряд им. Щорса в количестве 150 человек 19 апреля 1942 года начал боевые действия.

Тов. Машеров командовал отрядом им. Щорса до марта 1943 г., вел активные боевые действия, был дважды ранен.

В марте 1943 года тов. Машеров был назначен комиссаром партизанской бригады им. Рокоссовского (командир тов. Романов А.В.), в которую вошел отряд им. Щорса. Бригада им. Рокоссовского в соответствии с решением ЦК КП(б) Белоруссии была передислоцирована в Молодечненскую область. В ноябре 1943 года тов. Машеров был выдвинут на работу первого секретаря Молодечненского подпольного обкома комсомола.

Тов. Машеров был принят кандидатом в члены ВКП(б) Россонским подпольным РК КП(б)Б 10 августа 1942 года. В члены ВКП(б) он был принят подпольным Мядельским РК КП(б)Б 25 декабря 1943 года. Вилейский горком КП(б)Б постановлением от 11 ноября 1944 года подтвердил решение Мядельского подпольного райкома КП(б)Б о приеме тов. Машерова в члены ВКП(б).

В партийном деле тов. Машерова имеются написанные им автобиографические документы, свидетельствующие о том, что тов. Машеров сообщил партийным органам факты ареста его отца органами НКВД в 1937 году, задержания его, Машерова, немцами в 1941 году (выделено нами. - Прим. авторов) и обстоятельства его работы в Россонах в 1941 - 1942 году. Правдивость этих данных подтверждается всеми указанными выше товарищами, причем тов. Василевич заявил, что в ходе проверки, которую Молодечненский обком КП(б)Б организовал в 1944 году, была установлена причина ареста отца Машерова в 1937 году - активная сектантская деятельность. Тов. Машеров в это время учился в Витебском пединституте.

Проверкой установлено, что мать тов. Машерова в сентябре 1942 года была арестована немцами, подвергнута пыткам и расстреляна в Россонах. Брат тов. Машерова - коммунист, находился в период войны в Советской Армии, а сейчас работает в Политуправлении группы советских оккупационных войск в Австрии.

ЦК КП(б)Б считает, что нет оснований подвергать сомнению поведение тов. Машерова в период Великой Отечественной войны.

Активное участие тов. Машерова в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и его последующая руководящая работа в комсомоле достаточны для того, чтобы оказывать товарищу Машерову политическое доверие". (Здесь опять выделено нами. - Прим. авторов.)

Под документом стоит дата - 6 мая 1949 года.

Май, цветущий май... До праздника Победы остается три дня. До великого праздника, который приближал и бывший партизанский командир, а потом бригадный комиссар и глава подпольного обкома комсомола Петр Машеров.

Что ж, наконец можно сбросить тяжесть с плеч - соратники по партизанской борьбе дали в Кремль замечательную характеристику. Те, с кем вместе ходил в разведку, проливал кровь за Родину, знают истинную цену мужеству и трусости. Война, посеребрившая им виски, слишком многому научила их - в том числе и стоять на своем. Отстаивать свое мнение, право на которое завоевано миллионами жизней.

Бывшие товарищи по оружию проявили подлинное мужество, не приняв в расчет, можно даже сказать, проигнорировав факты, которые при прочих равных условиях квалифицируются как страшный, ломающий судьбу компромат. Репрессированный в 1937 году отец-сектант. Нахождение, пусть и кратковременное, в немецком плену. Работа на немцев - правда, в подпольно-антифашистских целях, но сколько истинных подпольщиков, антифашистов и экс-пленных еще доказывают свою преданность социалистической Родине.

Все еще доказывают. Потому что им, другим, - давайте говорить прямо - пока еще не вышла амнистия. И выйдет нескоро. Некоторым, увы, только посмертно.

Ему, Машерову, - уже вышла.

Соратники по партизанской борьбе, по коммунистической партии поддержали его. Перед самим Кремлем. Простили отца-сектанта и плен.

...А теперь сделаем легкую, как дуновение эпохи, передышку и вернемся в свою эпоху. Для умозрительных, но полезных размышлений.

Простить-то простили. И вроде точку в деле поставили - с которой, похоже, согласился и Кремль: во всяком случае, в архиве нет документов о продолжении переписки между Минском и Москвой насчет деталей машеровской биографии.

Но кто-то, видимо, считал иначе. Не смог или не захотел простить. Тот, кто, по всем приметам, и сигнализировал в центр о деликатных деталях в биографии героя.

Может, был обижен на свою личную судьбу или имел родственников, которым за подобное не вышла индульгенция.

Может, на переломном этапе не поладил с крутым комсомольским вожаком.

А может, просто считал себя идеологически выдержанным товарищем, обязанным доносить наверх обо всяких отклонениях от идеологической линии партии. В том числе и в чужой биографии.

Кто - вот в чем вопрос.

Впрочем, есть и другой. А вдруг сама Москва боялась растущего влияния будущего белорусского лидера? И на всякий случай подсчитывала соринки в чужом глазу. Или наоборот: подыскивала нового регионального вождя взамен стареющего Пономаренко, который, к слову, сыграл роковую роль в оценке Минского подполья. (Да-да, не верил, что массы способны на патриотический порыв без вышестоящего на то указания партии...) Ну а коли предполагается смена караула, то и биография у нового вождя должна быть безупречной, как прозрачный хрусталь.

И еще один вопрос-загадка остается: знал ли сам Машеров о ревнителях своей биографии? И если знал, что думал, как смотрел в лицо при встрече?

Впрочем, возможно, Москва просто хотела иметь чужие тайные "соринки" в своих укромных загашниках. На всякий случай. Кремль любил подобные технологии - делать людей заложниками собранных на них досье. Вспомним фамилии Калинина, Молотова, Ворошилова, на каждого из которых во всезнающем НКВД, а затем в МГБ - КГБ хранился "семейно-биографический" компромат. По отношению к одним его пускали в ход, по отношению к другим придерживали. До поры до времени придерживали, заставляя человека испытывать ежечасное чувство страха.

Такая была система.

И коль уж выстраивать версию-гипотезу до конца, то вполне уместно предположить: а не ведут ли причины случившейся с П.Машеровым автокатастрофы к истокам именно той системы...

Впрочем, это уже совсем другая история, к которой, возможно, мы еще вернемся.

Людмила СЕЛИЦКАЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter