Доходный прирост

Экспорт и модернизация – главные факторы успешного развития белорусской экономики

Экспорт и модернизация – главные факторы успешного развития белорусской экономики

Бюджет 2013 года в Беларуси будет бездефицитным, параметры денежно-кредитной политики – достаточно жесткими, а курс валюты – свободным. Таковы базовые условия макроэкономической сбалансированности. При этом  ключевым фактором экономической безопасности страны остается расширение экспорта. Этой теме было посвящено специальное совещание у Президента. К ней же вернулись чуть позже и на заседании правительства.  

В целом ситуацию удалось стабилизировать, а положительное торговое сальдо позволило пополнить золотовалютные резервы страны. Вместе с тем в этом году рост белорусской экономики должен составить не менее 5%, а в следующем – и вовсе 8,5%. За счет чего достигать этих целей, каковы источники финансирования?

Ответ на поверхности, и его диктует сама структура экономики, основной характеристикой которой эксперты называют открытость. Сегодня на экспорт приходится 85% ВВП Беларуси. Для сравнения: в США этот показатель равен 13%, в Индии, Китае – около 25%, в России экспорт составляет 1/3 ВВП.

Понятно, что крупные государства могут себе позволить рост за счет стимулирования внутреннего спроса. Но как быть, если доля отечественной экономики в мировом масштабе незначительна, численность населения невелика, а недра бедны на полезные ископаемые и энергоресурсы? Выход только один: модернизация предприятий и «агрессивная» экспортная стратегия.

В целом показатель по экспорту в стране выполняется. При прогнозе 12% рост объемов превысил 22%. То есть на продажах за рубеж страна уже заработала 35 млрд долларов, а к концу года объем белорусского экспорта, по прогнозам, должен превысить 50 млрд долларов, что значительно больше предыдущих лет. По словам премьер-министра Михаила Мясниковича, «валютная выручка могла бы быть значительно выше, если бы не упали долларовые цены. За 8 месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого года произошло падение цен по молочной группе, сахару, лекарствам, тракторам, дорожной технике. Но за счет роста физических объемов экспорта обеспечивается абсолютный прирост».

Экспортный ориентир на 2015 год – не менее 65 млрд долларов. Задача довольно сложная, учитывая неблагоприятную ситуацию на внешних рынках. Из-за мировой финансовой нестабильности снижаются спрос и цены на многие товары. Например, в этом году на 10% подешевели грузовики, на 8% – сельхозтехника, а азотные удобрения и вовсе сбросили 17 пунктов.

С другой стороны, очевидно, что министры и производственники используют пока не все резервы для развития экспорта. Это касается и отсутствия четкой стратегии у экспортеров, и низкой эффективности товаропроводящих сетей, недостаточных темпов роста экспорта услуг. Особенно недорабатывают транспортники и строители. А ведь в условиях ЕЭП у них есть прекрасный шанс заработать валюту.

Впрочем, для руководителей крупных предприятий перепроизводство товаров, снижение мировых цен и сжатие внешних рынков еще не повод снижать продажи. Как подчеркнул генеральный директор Белорусского металлургического завода Анатолий Савенок, перспективы есть. «Мы перестроились. У нас основной рынок был Евросоюз – до 40% объема. Сейчас растет доля Ближнего Востока, увеличили поставки в Россию, США». В текущем году предприятие открыло для себя и новые рынки в странах Африки.

Александр Лукашенко убежден: надеяться надо не на продажу госсобственности, а на собственные силы и настойчивость в продвижении товаров. Спрос на белорусскую продукцию есть. Важно устанавливать личные контакты министров с министрами, руководителей предприятий – с главами местных компаний. Такая классическая маркетинговая политика. «Бизнесмены живут в самолетах, а вы хотите все продавать, сидя в Минске. Так не получится», – упрекнул Президент чиновников.

В правительстве предлагают наращивать экспорт за счет сельхозпродукции. Но для этого необходимо создавать молочные компании, увеличивать глубину переработки, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Торговля сырьем не приносит нужной рентабельности.

Еще один резерв – наращивание объемов экспорта по линии регионов. Созданные соответствующим декретом главы государства беспрецедентно льготные условия в малых и средних городах должны материализоваться в росте чистого притока валюты.

Экспорт и модернизация – задачи взаимосвязанные. Без модернизации товары становятся неконкурентоспособными. Но на техническое и технологическое обновление нужны деньги, заработать которые можно только на внешних рынках. Именно поэтому правительство со следующего года намерено сделать акцент на качественных критериях эффективности хозяйствования. Анализируя основные прогнозные показатели на следующий год, Михаил Мясникович напомнил, что до субъектов хозяйствования доведено семь главных прогнозных показателей, в том числе рост экспорта товаров и услуг, сальдо внешней торговли, чистая прибыль, рентабельность, соотношение экспорта и объемов производства. Концентрация на этих основных параметрах позволит органам управления направить усилия на главное, снизить вал запросов и прочих бюрократических издержек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter