Почему нефтяные переговоры в Дохе закончились безрезультатно?

Доха ударила по нефти

В столице Катара Дохе в воскресенье состоялась встреча представителей Организации стран — экспортеров нефти (за исключением Ирана), а также России, Казахстана, Азербайджана, Омана и Бахрейна. Основной целью встречи было достичь договоренности о заморозке объемов нефтедобычи ориентировочно на уровне января текущего года. Как предполагалось, эта договоренность должна была действовать до октября 2016 года.


Заморозка объемов нефтедобычи должна была компенсировать избыток нефти на мировом рынке, результатом которого стал обвал нефтяных котировок, наблюдавшийся весь последний год. Так, если в 2014 году цены на нефть превышали 100 долларов за баррель, то к концу 2015 года они рухнули почти на 70%. В настоящее время они балансируют на уровне 40—45 долларов за баррель, причем некоторое повышение цены в последние дни было связано с ожиданиями договоренностей, которые могли быть достигнуты в Дохе.

Столь низкая цена на черное золото является, безусловно, тревожным обстоятельством для стран, чья экономика зависит от экспорта углеводородного сырья. Поэтому поиск странами-экспортерами совместного решения, способного выправить ситуацию в их пользу, не должен вызывать удивления. Как ожидалось, достижение договоренности могло поднять цену на баррель до отметки в 50—60 долларов, что было бы вполне приемлемым решением для нефтяных экспортеров.

Особое внимание к встрече в Дохе было связано с тем, что в случае успеха единым «нефтяным фронтом» вместе со странами ОПЕК могла выступить Россия. До настоящего времени отношения России и ОПЕК складывались весьма напряженно, Москва и нефтяной картель выступали на рынке углеводородов скорее как конкуренты, а не партнеры. На это накладывались и политические разногласия, поскольку тон в ОПЕК во многом задает группа арабских государств во главе с Саудовской Аравией, ориентированных на США. Учитывая российско-американские разногласия из-за конфликтов в Украине и Сирии, в Москве зачастую глядели на ОПЕК как на один из инструментов американского сдерживания России. В частности, обвал нефтяных цен 2014—2015 годов многие российские эксперты связывали с целенаправленной игрой на понижение, к которой ОПЕК подтолкнули США.

Поэтому сам факт встречи в Дохе был расценен как серьезный успех российской внешней политики, а в случае заключения реальных договоренностей этот успех выглядел бы триумфальным.

Однако к вечеру 17 апреля стало известно, что переговоры в Дохе закончились безрезультатно. По словам министра энергетики и промышленности Катара, для обсуждения этого вопроса потребуется больше времени. Как предполагается, участники ОПЕК должны выработать общую позицию — ориентировочно это может произойти в июне.

Причиной неудачи стали разногласия внутри ОПЕК, в первую очередь между Ираном и Саудовской Аравией. Иран, с которого недавно были сняты санкции в связи с ядерной программой, занимается активным наращиванием нефтедобычи, которая долгое время оставалась замороженной из-за эмбарго. Иранские власти намерены восстановить статус своей страны в качестве одного из ведущих игроков на нефтяном рынке. И договоренности о заморозке нефтедобычи в эти цели никак не вписываются. Со своей стороны Саудовская Аравия заявила, что подпишет соглашение только в случае участия в нем Ирана. 

Россия в отношениях с Ираном также оказалась в непростой ситуации. С одной стороны, Иран для России является, пожалуй, ближайшим военно-политическим союзником на Ближнем Востоке. В частности, весьма близки позиции Москвы и Тегерана по сирийской проблеме. С другой стороны, после снятия нефтяных санкций Иран стал для России весьма серьезным конкурентом на углеводородном рынке. Демпинг со стороны Ирана может еще больше обвалить и без того низкие цены на черное золото. Кроме того, существует риск, что многие потребители российской нефти могут переключиться на иранские поставки, благо переизбыток нефти на рынке открывает потребителям свободу выбора.

Таким образом, единый «нефтяной фронт» пока не состоялся из-за серьезных противоречий между интересами игроков на рынке углеводородов.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter