Договор, который дороже денег

Ночные заморозки напомнили, что зима не за горами.
Ночные заморозки напомнили, что зима не за горами. Необходимо срочно почистить дубленку. Но в какую химчистку обратиться? Где можно получить гарантию, что дорогая вещь не будет испорчена?

- Если вы покупали свою дубленку на базаре, то, увы, такой гарантии вам не даст ни одна химчистка, - заверила меня директор Центра испытаний Госстандарта Зинаида Надина. И, увидев мое изумление, пояснила: - Эти дубленки, как правило, наши "челноки" закупают за границей у мастеров-кустарей. Попробуйте отыскать на такой вещи ярлычок с символами А, F, P, которые означают, что ее можно сдавать в химчистку. Скорее всего, ярлычка с символами по уходу вы вообще не обнаружите. Это означает, что производитель представления не имеет, как можно ухаживать за его продукцией, и не дает на вещь никаких гарантий. Естественно, не даст их и химчистка.

Как же быть, если дубленка совсем затерлась? Наверное, стоит рискнуть и сдать ее в химчистку. Ведь сегодня многие из них работают на импортном оборудовании, а значит, и качество работы у них высокое. Можно надеяться, что повезет - и дубленка после чистки не будет похожа на пятнистую шкуру леопарда.

Однако тут важно учесть одно обстоятельство. Даже если вы сдаете вещь в чистку "без гарантии" и тем самым соглашаетесь на возможный брак, вас обязаны предупредить о последствиях. Например, плохо покрашенная кожа после химчистки теряет цвет. И тут уж ничего не поделаешь. Причем кожа разной толщины линяет неравномерно. Чаще всего это происходит с пропитками, на которых покрашен только верхний слой кожи. А так называемое покрытие "крэк" после первой же чистки может просто раствориться.

Бывает, после чистки обнаруживаются искусно спрятанные и зашлифованные латки. Эти дефекты обязательно увидит опытная приемщица и скажет о них клиенту. Так что если у вас принимают в чистку дубленку, только сообщив, что ничего не гарантируют, лучше обратиться в другую фирму. Зато шубы чистятся великолепно, даже из песца, который немного желтеет при носке. В одной из химчисток я видела такую шубу - мех на ней выглядел, как новенький.

И все же откуда этот страх клиентов перед химчистками?

- Беда в том, что они неграмотно заполняют договоры, - подчеркнула заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП) Тамара Бельская. - Некоторые клиенты даже подписывают их, не читая, как будто это обыкновенная бумажка. А договор - это основной документ, который защищает права клиента. И если тот был со всем согласен, то ни мы, ни суд, ни эксперты не смогут ему помочь. Он сам заранее подписал себе приговор.

Естественно, среди работников химчисток найдутся такие, кто с радостью воспользуется беспечностью клиента. Например, укажут в договоре, что вещь сядет на 10% (вместо разрешенных ГОСТом 1,5%). Или же напишут о практически новой вещи, что она совсем износилась. Тогда вам можно подсунуть, предположим, затертую до дыр кофту и с радостью выплатить 10% ее стоимости. Если, конечно, эту сумму вообще указали в договоре.

Как сообщила Тамара Бельская, стоимость вещи и ее износ определяются только по соглашению с клиентом. Поэтому вы имеете право отстаивать свою позицию или обратиться к услугам другой фирмы.

Если все же беда случилась, истину будут устанавливать с помощью независимой экспертизы. И когда суд признает, что по вине химчистки вещь пришла в негодность, клиенту выплатят ее двойную стоимость (разумеется, с учетом износа), затраты на химчистку и моральный ущерб.

Но все же лучше предупредить конфликт, чем его разрешать. Ведь дело это хлопотное. Поэтому, поверьте, среди жалоб, которые поступают в общество защиты прав потребителей, только 1% касается химчисток...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter