Договор дороже денег

О защите прав потребителей

Выбрасывать старую мягкую мебель Ирине Петровне было жаль. «Послужит еще», — решила пенсионерка и пригласила мастера, обещавшего «быстро, качественно и недорого» обновить 15–летние диван и кресла. Изучив каталог, Ирина Петровна выбрала светло–бежевый кожзам, который, на ее взгляд, придал бы мебели свежий, благородный вид. Подписала договор, отдала задаток и 3 недели жила в ожидании.


Увы, ни через 3, ни через 4 недели обновленные диван и кресла домой не вернулись. Мастер успокаивал: «Все будет в лучшем виде, просто в наличии нет нужного материала». Мебель заказчице доставили через 2 месяца. И с ходу ошарашили: «Доплатите 200 тысяч. Нужный материал мы так и не нашли, а этот дороже». На счастье Ирины Петровны в тот момент в гостях у нее был сын. Он и объяснил мастеру, что переобтянуть мебель тот должен был за 3 недели, иначе клиент имеет право на скидку. Кроме того, мастер не мог, не посоветовавшись с клиентом, выбирать ткань, а уж тем более удорожать заказ. От претензий относительно доплаты изготовитель моментально отказался.


Я искренне порадовалась хорошему концу этой истории. Но ведь, не окажись рядом с Ириной Петровной знающего человека, наивная и неконфликтная пенсионерка наверняка переплатила бы. По словам председателя Могилевской городской организации защиты потребителей Василия Черного, совершенно очевидно, что изготовитель требовал доплату незаконно. Он не вправе был изменять заказ без ведома клиента. Все просто: если в магазине вы хотите купить вареной колбасы, вам же не навязывают в ее отсутствие дорогой сервелат!


Навязчивый сервис не понравился и Виталию Степановичу. Красивую дорогую входную дверь ему привезли в срок. Правда, попросили оплатить транспортные расходы. Жена заказчика, которого не оказалось дома, покорно отсчитала 40 тысяч. Вернувшись с работы, муж позвонил в фирму и потребовал вернуть деньги за доставку. Супруга его поступок не одобрила: «Стоило ли трепать нервы «из–за таких мелочей!» Другие (и я в том числе) Степановича поддержали. Ведь в договоре значилось: «Доставка по городу бесплатная». В итоге деньги вернули. Но дело даже не в них, а в принципе.


32–летний могилевчанин Олег отстаивать свои права не пожелал. О чем теперь сожалеет. Решив сделать приятный сюрприз жене, пока та была в роддоме, заказал детскую коляску. Заплатил деньги и две недели ждал товар из Польши. Увы, даже через месяц коляска в Могилев не приехала. Устав торчать с ребенком дома, Наталья купила на рынке обычную. Красивая, удобная и дорогая прибыла почти через 3 месяца... И что теперь делать с двумя колясками?


А ведь супруги запросто могли отказаться от товара, вернуть деньги. Как делают это другие разочарованные заказчики, обратившиеся в организацию защиты потребителей или в суд. Кому–то привезли некачественные мебель или стройматериалы, кому–то — хорошие, но с большим опозданием.


Примечательно, что в числе обиженных не только клиенты, но и изготовители. Могилевчанка Инна Васильевна заказала шкаф по индивидуальному эскизу. Пока мастер трудился над выполнением, нашла другого. Тот справился с работой быстрее и попросил за нее меньше. Сообщить об этом первому изготовителю Инна Васильевна не сочла нужным. И очень возмущалась, когда он потребовал забрать товар. «С какой стати? Он мне больше не нужен!» — кипела дама. Но ведь на его изготовление были потрачены деньги и время. Шкаф в итоге пришлось купить после того, как мастер пригрозил, что подаст в суд...


Мораль всех этих историй проста. Вернуть деньги за товар могут и обиженные заказчики, и обманутые изготовители, и поставщики. Вот только на руках должен быть договор. Тогда и нервы портить не придется, и деньги удастся сберечь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter