Дочки - матери

«Прямая линия» с главным акушером–гинекологом Министерства здравоохранения Ольгой ПЕРЕСАДА.
Кто сказал, что в заботах о доме и семье женщины забывают о своем здоровье? «Прямая линия» с главным акушером–гинекологом Министерства здравоохранения Ольгой ПЕРЕСАДА доказала обратное. Телефон в редакции буквально раскалился от звонков, которые начали поступать задолго до намеченного срока и иссякли только к концу рабочего дня. Чашка чая перед Ольгой Анатольевной так и осталась нетронутой, зато разрешились десятки очень личных вопросов. Самые интересные и самые животрепещущие из них мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

— Алло, «прямая линия»? Звоню по просьбе дочки, ей 16 лет, и ее очень волнует вопрос, как в случае чего избежать нежелательной беременности?

О.Пересада: Если ваша дочка живет половой жизнью крайне редко, то в исключительных случаях можно использовать постинор, специальный препарат для экстренной контрацепции. Одну таблетку надо принять после полового акта в течение 48 и даже 72 часов. Но если девочка вступает в сексуальные контакты регулярно, то, конечно, лучше, чтобы доктор подобрал гормональный препарат, который принимают ежедневно в течение 21 дня. Такими контрацептивами можно пользоваться длительный срок — до 9 месяцев, но потом желательно на месяц–другой сделать перерыв.

— Алло, я звоню из Новополоцка, у нас такая ситуация: у дочки десятая неделя беременности. Но мой зять занимается культуризмом и, как сейчас оказалось, начал принимать какой–то анаболик за неделю до зачатия. Я очень беспокоюсь, не отразится ли это на здоровье малыша?

О.Пересада: Хорошо, что вы подняли вопрос именно теперь. Ваша дочка как раз должна проходить обследование у генетиков, это обычная практика для всех беременных на сроке 10 — 11 недель. Генетики и скажут вам, нормально ли развивается плод, если надо — направят на дополнительную консультацию в Минск. Но я думаю, что все обойдется, ведь это просто гормон, тем более что принимала его не жена, а муж. Кстати, его тоже можно обследовать в генетической консультации на всякий пожарный...

— «Прямая линия»? Меня зовут Марина, я из Кобрина. У меня беда — поликистоз яичников, менструации бывают раз в три месяца. Подруги говорят, я не смогу иметь детей. Это правда?

О.Пересада: Не паникуйте. Первым делом купите термометр и каждый день измеряйте температуру в прямой кишке. Затем сделайте УЗИ матки и яичников. Потом вам нужно взять у своего врача направление и подъехать в областной роддом, где вас обследуют и наметят план лечения. Наверное, встанет вопрос о гормональной терапии, возможно — о лапароскопической операции, после которой яичники немного уменьшатся и цикл нормализуется. И тогда — внимание! — вам желательно забеременеть в течение года, иначе придется продолжить лечение.

— Ольга Анатольевна, вас беспокоит одна встревоженная мама. Моя дочка учится в 11–м классе, чувствует себя хорошо, но врач буквально загоняла ее по всяким обследованиям, она то пьет один курс антибиотиков, то колет другой. Ваше мнение: не вредно ли это для такой молодой девушки?

О.Пересада: Не обижайтесь на врача — он просто за вас волнуется. Но, судя по всему, у вашей дочки может быть бактериальный вагиноз. Это такое неинфекционное состояние, которое обостряется в момент падения иммунитета, но лечится очень плохо. Думаю, пока вам нужно сделать перерыв, отдохнуть, попринимать иммуностимуляторы (эхинацею, например), ограничить нагрузки в школе, сбалансировать питание. А через какое–то время вместе с врачом другими глазами посмотреть на эту проблему.

— Алло, я звоню из Гомеля, мне 29 лет и уже лет 10 как я мучаюсь от молочницы. Чего я только не перепробовала! И сыворотку, и всевозможные свечи, и таблетки, но через 2 недели все начинается по–новой.

О.Пересада: Мне трудно заочно оценить, правильно ли вас лечили. Но подозреваю, что вы просто недолечились препаратами, восстанавливающими нормальную флору — так называемыми эубиотиками: бифидо– или лактобактерином, верно?

— Да, мне их не назначали.

О.Пересада: Вот видите! Потом я бы посоветовала вам сходить к гомеопату. Плюс пропить курс хороших иммуностимуляторов — ликопид, витамин С, витамин Е, которого, кстати, много в красной икре. Но помните, что нужно лечить организм целиком, ведь суть молочницы в том, что иммунитет ослаблен.

— А правда ли, что можно вылечить молочницу одной таблеткой?

О.Пересада: Если не помогает ничто иное, попробуйте неделю принимать антигрибковый препарат орунгал, но потом все равно полгода надо заниматься профилактикой.

— Алло, Бобруйск беспокоит... Мы с мужем очень хотим детей, но два года ничего не получается. Звонила в минский центр искусственного оплодотворения, мне сказали, что только обследование обойдется в 300 тысяч рублей. А есть что–нибудь подешевле?

О.Пересада: У нас в стране три таких центра и все платные. Причем первоначальная стоимость самой процедуры — 1тысяча долларов, потом планка может подняться и до трех. Но вам еще рано об этом думать. Вы еще толком не обследованы, не знаете причины своего бесплодия. Может быть, достаточно пролечить воспалительный процесс и все нормализуется. Поэтому найдите хорошего доктора, пройдите диагностику на инфекции, исследование гормонального фона, спермы мужа. В случае необходимости приезжайте в Минск, в РНПЦ «Мать и дитя», там есть кабинеты планирования семьи, где помогут и скажут, с чего начать лечение.

— Алло, доктор? Несколько месяцев назад у меня начался климакс. Чувствую себя ужасно — прыгает давление, приливы, бессонница. Что делать?

О.Пересада: Первое — вам надо вести здоровый образ жизни, то есть регулярно принимать душ, ходить на прогулки, принимать успокаивающие средства (пустырник, корень валерианы, может быть, тазепам). Второе — если у вас проблемы с сердцем, атеросклероз, попробуйте сначала более мягкие, чем гормональные, гомеопатические препараты — климаксан, климактоплан. Самое сильное средство — фитопрепарат климадинон, только начинайте его прием не с 30 капель, как написано в инструкции, а с 12.

— Алло, Ольга Анатольевна, вот как главный акушер–гинеколог объясните: почему мне два года в коммерческом центре лечат хламидиоз, да все никак не вылечат. А я так хочу ребенка!

О.Пересада: Я рекомендую вам еще раз сдать анализы в диспансере на Прилукской, там очень хорошая диагностика разных инфекций.

— Так в том–то весь вопрос! В самом начале я там обследовалась, и мне сказали, что все нормально. А в фирме говорят: все плохо.

О.Пересада: Вот и не ходите по центрам, а обращайтесь в государственное учреждение. Сдайте на Прилукской еще раз анализы. И если они будут в норме, я вам советую забеременеть.

— Ольга Анатольевна, добрый день. Мне через месяц рожать и очень–очень страшно. Могут ли мне обезболить роды?

О.Пересада: Одни женщины думают, что роды — это очень тяжелый процесс, другие — что можно сделать укол и все пройдет как по маслу. Но все они заблуждаются. Да, мы применяем препараты разного плана, начиная со спазмалитиков и анестетиков и заканчивая наркотическими, но используем их по минимуму, потому что это отражается на ребенке. Что применять и как — решат врачи, доверьтесь им. К тому же женщин обучают правильно дышать, рассказывают, на какие точки нужно нажимать, чтобы обезболить схватки. Все можно пережить и, поверьте, женщины быстро забывают про родовые муки. Эта боль хоть и сильная, но преходящая. Есть еще такой вариант, как эпидуральная анестезия, у нас она пока не так широко распространена, как за границей, но Минздрав уже заказал препараты, и врачи будут ее более активно использовать.

— «Прямая линия»? У меня «сезонный» вопрос. Посоветуйте, пожалуйста: если мы с женой ждем ребенка, можно ли слетать летом на отдых в Турцию или не стоит рисковать?

О.Пересада: Этот вопрос решает всегда сама женщина, она ведь отвечает сейчас за двоих. Как протекает беременность, какой срок, какое расстояние нужно лететь, каким классом — все нужно учитывать. Некоторые авиакомпании имеют своего гинеколога, и он определяет, допускать беременную на борт или нет. Но если срок родов близок, я бы на вашем месте не рисковала. Во–первых, плод испытывает определенную гипоксию, во–вторых, перелет — для многих стресс. Может быть, лучше отдохнуть в Беларуси, на родине. Ведь вы летите под большое солнце (что само по себе плохо для беременных), там другая вода, другая пища...

— «СБ»: Напоследок не можем не воспользоваться возможностью задать свой вопрос. Сегодня, Ольга Анатольевна, вы выслушали столько женских жалоб, а что волнует вас как главного специалиста в этой деликатной сфере?

О.Пересада: С одной стороны, белорусской акушерско–гинекологической службе есть чем гордиться: у нас ведь и материнская смертность снизилась в прошлом году на 24,2 процента, и перинатальная, и младенческая, и абортов стало меньше. Но с другой — очень тревожит тот факт, что у нас 76 процентов женщин больны. Да, жизнь нынче непростая, но, думаю, обществу есть о чем задуматься. Станет ли мамой девочка, которая с 12 лет курит, с 14 — ведет половую жизнь, которая то худеет до аменореи, то толстеет на фаст–фуде? А как порой безграмотны взрослые женщины! Случаи бывают вопиющие. Совсем недавно мы потеряли мать троих детей, которая ждала четвертого ребенка и до последнего пыталась спровоцировать у себя выкидыш. Мы сделали все, даже к искусственной почке ее подключили, но... Разве медики могут одни предупреждать такие ситуации? Мы очень нуждаемся в помощи социальных служб, правоохранительных органов, общества, наконец. А вообще, я лично за то, чтобы беременная женщина несла юридическую ответственность за здоровье свое и своего ребенка. Потому что это ответственность за будущее страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter