О развитии детской хирургии

Добрые скальпели показывают класс

Дети болеют. К великому огорчению родителей, этот процесс неизбежен и неизменен. И ладно, когда речь о банальной простуде, насчет ее ведь гуляет бородатая шутка: если насморк лечить, он пройдет за семь дней, а если не лечить — за неделю. Увы, и в мире детства возникают проблемы, которые можно решить только скальпелем. Так получилось, что последние 10 лет, после открытия Детского кардиохирургического центра в 2004 году, общая хирургия и хирургия на сердце существовали порознь, развиваясь параллельными курсами. К особо положительным сдвигам это не привело, скорее, наоборот: пострадала сфера анестезиологии и реанимации. Впрочем, ошибка уже исправлена: в январе был образован единый РНПЦ детской хирургии, куда вошли и хирурги, и кардиохирурги. В среднем за год здесь проводится около 5 тысяч операций, при этом немногим больше тысячи приходится на пороки сердца, а остальные — на врожденные патологии брюшной полости. 

  

Вообще, сегодня медики все больше уходят от открытых операций к малоинвазивным, когда работа идет через маленькое отверстие. Судите сами. Если еще лет 5 назад из 1.000 операций 700 шли через большие полостные разрезы, то за прошлый год из 1.200 уже 700 были проведены вот так, максимально щадяще. Это серьезный рывок, ведь после таких вмешательств чаще всего ребенка можно выписывать уже на следующий день.

Особенно это важно для совсем малышей. Кстати, замечает директор РНПЦ Константин Дроздовский, при надобности пациенты поступают к ним уже в первые сутки (!) после рождения. И хотя возможность внутриутробных операций еще только рассматривается нашими врачами, уже сейчас результаты впечатляют. Представьте, хирурги успешно оперативно лечат младенцев с экстремально низкой массой тела, даже в 1 — 1,2 кг. К примеру, два года назад был прооперирован малыш весом 1,6 кг, у которого был порок сердца и патология пищевода — и сегодня он здоров, развивается, как и все сверстники. А совсем недавно наши врачи провели уникальную на пространстве СНГ операцию новорожденному весом чуть больше килограмма, у которого была патология аорты. Еще 5 лет назад у него не было бы шансов... Есть у наших врачей и опыт проведения сочетанных операций. В этом году 4 хирурга одновременно оперировали 8–летнюю девочку с фибромой и деформацией позвоночника, а также грудной клетки. Там, где еще вчера понадобилось бы 2 вмешательства, управились за один раз...

Иногда несчастье приходит неожиданно. Беда нашего времени — батарейки, которые есть в большинстве современных умных игрушек. Случается, заигравшись, малыш проглатывает такую вот блестящую штучку — и проблему потом приходится решать на операционном столе. Родителям и в голову не приходит, что в организме чада засела батарейка — а она тем временем ведет свою разрушительную деятельность, образуя в пищеводе, желудке и даже в трахее электрохимические ожоги. В РНПЦ детской хирургии за полгода с такими проблемами обратились 7 семей, причем оказалось, что элементы питания находились в пищеводе или желудке малыша неделями! Нередко для нежного детского организма последствия просто катастрофические, вплоть до нарушения целостности пищевода. Тогда спасет ребенка только сложная операция, и то такие пациенты не всегда полностью восстанавливаются. Однако если батарейку извлекли довольно быстро, внутри остается лишь рубец, который тоже можно удалить с помощью лазерной вапоризации — это когда специальный эндоскоп вводят, допустим, в трахею и выжигают пораженное место. Метод был освоен белорусскими специалистами всего несколько лет назад. Альтернативой ему служит гораздо более травматичная процедура — баллонная дилатация, широко распространенная в клиниках ближайшего зарубежья. Так что не стоит удивляться, что к нам именно на лазерную вапоризацию едут пациенты из России, Украины и Азербайджана.

Говорят, хороший врач учится всю жизнь, и чем больше география его интересов, тем лучше для дела. Наши детские хирурги тоже вовсю обмениваются опытом с зарубежными коллегами. С одной стороны, еще есть чему поучиться, скажем, у россиян, с другой — и из других стран зовут дать мастер–классы. Не далее как этой осенью планируется очередная «показательная» поездка наших хирургов в Азербайджан. Охотно РНПЦ детской хирургии принимает у себя и иностранных специалистов, желающих подучиться, и зарубежных пациентов на лечение. Экстренная помощь для наших соседей, конечно, бесплатная, но и плановые операции по цене куда доступнее, чем в других странах. Возьмем коррекцию врожденного порока сердца. Иностранцу она обойдется в Минске в 7 — 12 тысяч у.е., эндоваскулярная коррекция — в 5 — 8 тысяч. А в Европе счета за подобные операции доходят до 20 тысяч евро, в США — и вовсе до сотен тысяч долларов. При сопоставимом, заметим, уровне оснащения и итоговом результате. Так что нам сейчас определенно есть чем гордиться.

osokina.sb@mail.ru

Советская Белоруссия № 144 (24774). Пятница, 31 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter