Добро не делают по разнарядке. А по душевному призванию- слабо?

Недавно в Париже неделю (или, кажется, даже больше) бастовали музейные работники.
Недавно в Париже неделю (или, кажется, даже больше) бастовали музейные работники. Лувр - на замке, д`Орсе, Центр Помпиду - тоже... И что же? Наша делегация, ездившая на сессию ЮНЕСКО и оказавшаяся в столице Франции как раз в этот период, вернулась с однозначным вердиктом: "Без музеев там и смотреть нечего". Город, где работают только магазины и кафе, пусть этот город даже сам Париж, становится чем-то вроде спального района, так сказать, сосудом без содержания. Без музеев, без этих заповедников концентрированной культуры и истории, нация как бы лишается материального подтверждения своего существования в истории. А на это согласиться никто не может. История дорога всем хотя бы потому, что это - кровный опыт, "сын ошибок трудных". А что мы без него? Словно деревья, не отбрасывающие тени, - мираж, призрачный фантом... Государственный музей народной архитектуры и быта "Менка" - это тень предыдущих веков Беларуси. Он располагается почти в центре Минской возвышенности, у места, где сливаются древние реки Менка и Птичь, места, известного своими могильниками и курганами IX-X веков, а также могучими моренными напластованиями и валунами, оставленными еще ледниковыми нашествиями. С конца 1970-х годов именно сюда со всех регионов республики стали свозить сохранившиеся старинные деревянные усадьбы, культовые и общественные постройки, мемориальные памятники и прочие типовые крестьянские строения конца XIX - начала XX столетия (более ранние, увы, не сохранились - дерево!). Так начал создаваться музей под открытым небом. Подобные музеи есть чуть ли не во всех странах. (В США, скажем, их вообще около 200 - в каждом регионе по несколько). Обозначаются они научным термином "скансен" - видимо, от глагола сканировать, то есть воспроизводить в точности. Экспозиция скансена "Менка" воспроизводит материальную культуру наших предков. По подбору экспонатов музей уникальный, тем более, если учесть, что Беларусь - не какая-нибудь нейтральная Голландия, где не то что в государственных заповедниках, в частной собственности одной семьи может храниться чуть ли не наперсток прапрародительницы. А нам, чтобы в конце XX века собрать аутентичные материалы, пришлось поездить, поискать, попотеть. Естественно, поиск и восстановление оригиналов продолжаются по сию пору. Но из 6 запланированных секторов, которые должны, по идее, представлять 6 историко-этнографических регионов нашей республики, полностью закончен лишь один - сектор Центральной Беларуси; два - Поозерье и Поднепровье - представлены частично; остальные существуют пока только в проекте. Причина такой музейной "недостаточности" весьма банальна по нынешнем временам: бюджетное содержание заповедника - скудное, почти нищенское. Тем не менее даже то, что уже сделано, производит на посетителей (их приезжает в "Менку" в год до 40 тысяч человек) сильнейшее впечатление. Казалось, чем нас сейчас удивишь? Видели мы архитектурный размах и строительную мощь. Изыски авангардные - само собой, а "под роскошь" - так сплошь и рядом. Но вот больше трогает почему-то простое, рукотворное, что без единого гвоздя. Теплота, человечность в дереве не исчезла таинственным образом до сих пор. И потом мастерство какое отменное. После агропромышленных комплексов и громадных типовых бетонных застроек человеческому глазу этот древний сюжет, видно, как бальзам, - глаз отдыхает, очищается на родном, на своем, извечном. Директор музея Георгий Андреевич Ткацевич рассказывал мне, что люди постарше, те, бывает, от нахлынувших воспоминаний не выдерживают, вытирают украдкой слезу. И когда привозят сюда чиновные делегации из разного зарубежья, те тоже не скрывают удивления. Ведь и внутри дома-экспонаты не пустуют, там в точности восстановлен крестьянский интерьер былых времен. Широкие лавки вдоль стен, печь на деревянном подрубе, красный угол с образом и рушником, стол, накрытый льняным "абрусам". По полу разбросана солома, стоит утварь разная по углам. Иллюзия реальности максимальная. Разве что не пахнет кислой овчиной, да хлебной закваской. А так, кажется, минута - и принесут бульбочки с салом с пылу с жару, а к ней поставят чарочку самогонки чистой, "як тая сляза". Лепота... Один большой человек, судья конституционный, признавался директору, что 40 стран объездил, пересмотрел чуть ли не все знаменитые башни и дворцы, а за душу взяла его наша сельская хатка, да часовенка на пригорке, да выводок гусей во дворе. Что - гуси, у Ткацевича в заповедной зоне (музей - это территория в 151 гектар) живут куропатки. Летом выводят потомство, комочки бегают по тропинкам стайками, из-за них траву косят даже не во всех местах. А в Птичи, как когда-то в XVI столетии, в конце XX века опять завелись бобры. Косули прибегают. Лоси иногда осторожно "пробуют" территорию. Зайцы, лисы, ласки, хори... В реке - форель. Так что людей, которые работают в музее, заботятся об экспонатах, охраняют землю, воду, лес и живность, их населяющую, не жалко и к медалям за труды представлять. Пять километров от Минской кольцевой дроги - и такой заповедный уголок. Я как-то летом в "Менке" была - ландшафт головокружительной красоты. На холм взберешься - далеко-далеко до горизонта спускаются террасы разнотравья. Мельничные крылья поскрипывают рядом. И жаворонок в вышине: замер от собственной пронзительной трели и, кажется, держит, как на тонкой ниточке, на своей песне всю эту огромную красивую землю... На этом лирическую часть своей заметки я должна закончить и сказать: если общественность самым серьезным образом не обратит внимание на этот музей, "Менка" без нашей любви захиреет, зачахнет и умрет. Стыдно сказать, но условия труда в музейной зоне у сотрудников такие же, как у наших предков - без телефона и водопровода. Зимой, чтобы реставратор или экскурсовод вскипятил себе чаю, ему сначала надо натопить снега. Летом люди берут воду из Птичи - хорошо что чистая. Да что там об "удобствах" - на главную, научную, экспедиционную и реставраторскую работу денег не хватает. Уходят работники из музея. "Менка" вскоре может оказаться на грани исчезновения. И что тогда? Тут же, на этом месте мы с вами получим типовой "Диснейлэнд", "Аквапарк" или что-нибудь в этом роде - на выбор. Что само по себе неплохо, но не вместо же музея, верно? И ведь что обидно, сразу для этих проектов найдутся спонсоры, инвесторы, благодетели и благотворители. Еще и дорогу классную напрямик проведут, может быть, даже узкоколейку проложат, потому что все эти "лэнды" и "аквы" - дела прибыльные. А музей - дело идейное. В него надо вкладывать, а отдача - образованность, утонченность, человечность, наконец, - их рублем не посчитаешь. Но в конце концов, люди, разве мы с вами совсем "обаксились", одичали от рыночных отношений, и слова патриотизм, культура, традиция, наконец, родная история не находят уже больше отклика в деловитой нашей душе? Неужели не найдутся меценаты, спонсоры для этого музея? Конечно, прибыль для капитала - это святое. Но и культура для предпринимательства - тоже дело жизненной необходимости. Ну что за радость, что за выгода, если у вас - дворец, "фазенда", а кругом хлябь и разруха в головах? Беспамятство, безродство и пошлятина? Вы ж никакими секьюрити от этой шариковщины своих детей не убережете. Так что выхода два. Или обратно - через вход - в светлое прошлое. Или в трудное будущее, но - вместе с национальной культурой. Третий путь, уважаемые наши Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы и Рябушинские, в истории тоже есть, но мы же с вами все-таки европейские люди. Итак... За что будем голосовать?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter