Добро и любовь Махатмы Ганди

«Жизнь есть только там, где есть любовь», — утверждал Махатма Ганди...

«Жизнь есть только там, где есть любовь», — утверждал Махатма Ганди, мудрец, отец индийской нации, великий гуманист, неутомимый борец за мир, взаимопонимание и согласие между народами. Его деятельность перешагнула границы Индии, он стал широко известным и очень уважаемым во многих странах нашей планеты. Поэтому неспроста 2 октября, день рождения Махатмы Ганди, ООН провозгласила в 2007 году Международным днем ненасилия. Посольство Индии в нашей стране совместно с представительством ООН в Беларуси по этому случаю организовало и провело торжественное мероприятие.

Популярность Махатмы Ганди в Индии огромна, причем, что особенно примечательно, среди простых людей. Я сам убедился в этом, когда мне посчастливилось путешествовать по этой чудесной стране. И понял, почему так бережно хранят о нем память, преклоняются перед его именем. Ганди в полной мере олицетворяет свой народ. В его характере органически воплотились лучшие черты этой великой нации. Жизненная философия индийцев начиная с глубокой древности и поныне основана на человеколюбии, добре и терпимости. Когда путешествуешь по этой экзотической, во многом еще загадочной стране, знакомишься с ее богатейшей историей, культурой, когда через ее великолепные храмы, захватывающие мифы, неповторимые песни и танцы открываешь гигантский по масштабам, удивительно разнообразный мир, то постигаешь очень примечательное явление. Духовная суть этой нации — непрерывные поиски и вечное стремление к нравственному совершенству, непоколебимая вера в величие и безграничные возможности человека, вера в добро. Недаром великий индийский поэт Назруд Ислам восклицал: «Я Человека воспою, прославлю радостно его. Для нас, поэтов, Человек — единственное божество».

И еще одно чрезвычайно важное обстоятельство, подтвержденное многовековой историей этой нации. Никогда, даже в пик своего расцвета и могущества, не отправляла Индия своих воинов покорять и завоевывать другие народы. Наоборот, посылала в зарубежные страны своих великих и талантливых философов, артистов, музыкантов, щедро делясь мудростью, искусством. Этим и сохранила свою самобытную культуру.

Вот какой народ дал миру Махатму Ганди, вот где корни и истоки его великого человеколюбия. Неспроста индийцы его прозвали именно так — Ганди Махатма, что означает «Великая душа». Настоящее же его имя — Ганди Мохандас Карамчанд.

Он родился в 1869 году в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхи Явар. Семья строго соблюдала обычаи индуистской религии, что повлияло на формирование мировоззрения Ганди.

В Англии он получил юридическое образование, до 1893 года занимался адвокатской практикой в Бомбее. Затем судьба забросила его в Южную Африку, где с 1893-го по 1914 год служил юрисконсультом в индийской торговой фирме. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организовывал мирные демонстрации. В результате южноафриканские индийцы добились отмены некоторых дискриминационных законов.

Именно в Южной Африке Ганди выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Некоторые свои действия Ганди рассматривал как доказательство лояльности индийцев к Британской империи, что, по его мнению, должно убедить англичан предоставить Индии самоуправление. Ганди знакомится с трудами Льва Толстого, которого считает своим учителем и духовным наставником. И это закономерно, ведь Л. Толстой в некоторых своих философско-религиозных трудах главный упор делал на нравственное совершенствование человека, обличение зла, непротивление злу насилием.

В 1915 году Ганди возвратился на Родину и сблизился с партией Индийский национальный конгресс. И вскоре он становится ее идейным руководителем, одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения в Индии. После Первой мировой войны в стране резко обострились противоречия между индийским народом и колонизаторами, начались массовые антиимпериалистические выступления. Воздействие на эти события оказала и Октябрьская революция в России. Ганди понял, что, только опираясь на массы, можно добиться независимости. Он и его последователи разъезжали по всей Индии, выступали на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Но эту борьбу он ограничивал исключительно ненасильственными формами. Такая его позиция отвечала интересам индийской буржуазии. Партия Индийский национальный конгресс под руководством Ганди в 1919—1947 годах превратилась в массовую антиимпериалистическую организацию, которую поддерживал народ. Основная заслуга Ганди именно в том, что он сумел вовлечь в национально-освободительное движение народные массы. В 1948 году его застрелил фанатик.

— Для меня огромная честь выступить сегодня на торжественном собрании, посвященном Международному дню ненасилия и дню рождения Махатмы Ганди, проповедника мира, — сказал, в частности, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Беларуси Рамеш Чандер. — Хочу выразить глубокую признательность всем, кто содействовал этому мероприятию. Я также благодарен господину Антониусу Бруку, представителю ООН и ПРООН в Беларуси, за то, что он присоединился к нам, чтобы отметить Международный день ненасилия. Очень приятно, что не только мои коллеги из дипломатического корпуса, но и представители различных кругов белорусского общества смогли прийти сюда, чтобы отдать дань уважения Махатме Ганди и его философии, которая столь же актуальна ныне, как и много лет назад. К сожалению, сегодня мир полон раздора и напряженности. Человечество все больше и больше сталкивается с угрозой терроризма и фундаментализма. На эти вызовы мы должны ответить вместе. Идея Махатмы Ганди о ненасилии не является пассивной, она подводит нас к реальным действиям. Он говорил: «Моя идея ненасилия не принимает бегства от опасности, оставляя близких без защиты». Он был прав, когда утверждал, что в обществе, основанном на ненасилии, самая маленькая нация будет чувствовать себя столь же большой, как и самая большая.

— Ганди, посвятивший себя поиску истины, стал первым человеком, применившим принцип ненасилия в политической сфере, — подчеркнул Антониус Брук. — Во многих случаях Организацию Объединенных Наций можно считать последовательницей его идей.

Идеи Махатмы Ганди близки и понятны нам, белорусам. Ведь главная черта нашей нации — добро, человеколюбие, мы большие гуманисты, что общеизвестно.

Пишу эти строки и вспоминаю Бомбей, в котором мне пришлось побывать дважды. Огромный город, удивительно многоликий и пестрый, сосредоточие разных религий и народов. Недалеко от набережной, в неприметном переулке, сохранился дом, где с 1917-го по 1934 год останавливался Махатма Ганди. Небольшой скромный музей, экспозиция которого рассказывает про отца индийской нации. В жизни он был неприхотлив, не позволял себе никакой роскоши. Потому что слишком много нищеты и горя видел вокруг. Против этого и боролся, в том числе своей добротой и любовью к людям. Недаром ведь произнес знаменитое выражение: «Есть много дел, за которые я готов умереть, но нет ни одного дела, за которое я готов убивать».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter