В легкой атлетике назревает новый допинговый скандал

Добегут до понедельника. А дальше?

В Париже арестован еще недавно действующий, а ныне почетный президент Международной федерации легкоатлетических ассоциаций Ламин Диак. Задержание чиновника, 16 лет руководившего организацией, уступающей по масштабу и денежному обороту разве что ФИФА, вызвало предсказуемый переполох в мире спорта.


Ламин Диак. Фото РЕЙТЕР

«Отчет о расследовании по поводу употребления допинга российскими легкоатлетами». Так называется документ, который Всемирное антидопинговое агентство обещает показать миру уже на следующей неделе в ходе намеченной на 9 ноября конференции ВАДА. В свете событий, которые, как в неплохо срежиссированной киноленте, мелькали на телеэкранах и в новостных лентах по всему миру в последние несколько месяцев, официальных разоблачений от антидопингового агентства ждут с нетерпением. Арест Диака стал своего рода «трейлером» анонсированной спортивной драмы. Которая, вероятнее всего, затронет отнюдь не только Россию.


Лилия Шобухова
Расследование немецких журналистов было построено в основном на фактах использования допинга в российском спорте, и поэтому о России чаще всего говорят в свете назревающего скандала. Сразу после ареста 82–летнего Диака, его юриста Хабиба Сиссе и бывшего главы антидопингового департамента ИААФ Габриэля Долле французские и британские СМИ сообщили, что функционеров подозревают в получении взятки за сокрытие информации о положительных допинг–пробах российских атлетов. Как утверждают журналисты, нынешний арест связан с нашумевшим делом российской бегуньи Лилии Шобуховой. В показанном немецкими телевизионщиками фильме спортсменка, напомним, утверждала, что заплатила Всероссийской федерации легкой атлетики 450 тысяч евро за то, чтобы ее допустили к участию в Олимпиаде–2012 в Лондоне и не раскрывали информацию о положительной допинг–пробе. Шобухова тогда все–таки была дисквалифицирована, а авторы фильма намекнули, что часть этой суммы ей вернули, продемонстрировав чек на 300 тысяч евро, выданный ВФЛА зарегистрированной в Сингапуре фирмой, принадлежащей деловому партнеру сына Ламина Диака. После появления фильма в эфире в отставку подало немало высокопоставленных легкоатлетических чиновников, включая занимавшего в то время пост руководителя российской федерации Валентина Балахничева. Срок дисквалификации же самой Шобуховой сократили, да так, что бегунья могла выходить на старт уже в минувшем августе и, вероятнее всего, примет участие в грядущей Олимпиаде. Как объяснило ВАДА, послабление было сделано в обмен на «сотрудничество и помощь в расследовании антидопинговых нарушений со стороны других лиц». Суть этой помощи, судя по всему, начинает постепенно проясняться.

Официально в деле Диака речь пока идет лишь об одной взятке. Более того, сам сенегалец еще вчера утром был отпущен под залог. Однако то, что, по данным российских СМИ, в перечне обвинений в адрес сенегальца пока якобы нет упоминаний о России, наводит на мысль, что масштаб обвинений в конечном счете может превзойти самые смелые предположения. Если верить приведенной в некоторых СМИ инсайдерской информации, вовлеченными в схемы оказались многие атлеты и страны.

— Случаи применения допинга покрывались в интересах различных стран. Разумеется, не бесплатно. Но иногда Ламин Диак годы спустя требовал новых сумм за то, чтобы не дать ход делам, за которые уже получил деньги.


Мо Фара.

Среди тех, над кем сгустились самые серьезные тучи, называется, к примеру, знаменитый бегун, двукратный олимпийский чемпион Лондона–2012 на длинных дистанциях Мо Фара. Как утверждают источники, британец сомалийского происхождения как минимум четырежды сдавал положительные пробы, но ни разу делу не дали ход. Немало спекуляций и слухов в легкоатлетических кулуарах ходило и вокруг феноменального прогресса ямайских спринтеров, а потому итоговый список подозреваемых может оказаться весьма впечатляющим. Тем не менее без России нынешний скандал обойдется едва ли.

Еще в августе эксперты по допингу австралийцы Майкл Эшден и Робин Паризотто, привлеченные для анализа просочившихся из сейфов ИААФ данных, пришли к выводу, что тесты 800 легкоатлетов как минимум вызывают подозрения. Причем 80% спорных проб принадлежало россиянам. В своих нынешних рассуждениях аналитики вспоминают широко обсуждавшуюся историю о том, как накануне чемпионата мира в Москве Ламин Диак якобы уговорил не заявлять на турнир сразу нескольких российских ходоков, которые в начале нынешнего года все–таки были дисквалифицированы за применение запрещенных препаратов.

Москва, естественно, все обвинения отвергает. Как сообщил накануне в интервью ТАСС генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов, «федерация в подобные взаимоотношения не вступала никогда, и мы даже не знаем, что именно указывается в сообщениях французских СМИ и что инкриминируется ВФЛА». Министр спорта Виталий Мутко и вовсе причиной всего назвал «целенаправленную кампанию против России» и посоветовал подождать официального доклада. Ждать осталось недолго. Однако, учитывая продолжающийся передел сфер влияния в мире антидопинга и попытки ВАДА всеми способами показать свою значимость в установлении глобального порядка, следующий понедельник имеет все предпосылки не только стать черным для российской атлетики, но и менее чем за год до Олимпиады в Рио перекроить всю спортивную карту мира.

Компетентно

Вадим Девятовский, председатель Белорусской федерации легкой атлетики:

— Нынешние события в легкой атлетике ни для кого не стали неожиданностью. Еще осенью было объявлено о создании независимой комиссии для расследования приведенных немецкими журналистами фактов. В конечном счете должны были появиться какие–то результаты работы этой комиссии. Да, озвученный сейчас масштаб возможных последствий впечатляет. Ведь если на секунду допустить мысль, что в структуре ИААФ имели место систематические взятки и все решалось на самом высоком уровне, то у рядовых федераций, у спортсменов пропадают вообще всякие точки опоры и стимулы для работы. И лично меня в этой истории обнадеживает главным образом то, что после вступления в должность нынешний президент ИААФ Себастьян Коэ много говорил о приоритете справедливости и прозрачности в работе организации. Я знаю, что эти слова вызвали особенную поддержку среди представителей всех стран, и надеюсь, что в результате нынешних расследований вся легкая атлетика станет чище.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 215 (24845). Пятница, 6 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter