До последней капли крови

Главный врач Могилевской областной станции переливания крови Борис Гольдинберг прокомментировал эту критическую ситуацию так: "11 февраля закончились средства, выделенные в первом квартале на финансирование закупок расходных материалов и выплаты компенсаций донорам.
Главный врач Могилевской областной станции переливания крови Борис Гольдинберг прокомментировал эту критическую ситуацию так: "11 февраля закончились средства, выделенные в первом квартале на финансирование закупок расходных материалов и выплаты компенсаций донорам. Мы обратились в управление финансов облисполкома - нам выделили 70 миллионов. Это деньги из тех 108 миллионов, что причитаются нам уже на второй квартал. Значит, если сегодня худо-бедно переживем, завтра опять придется искать средства".

И первый тревожный сигнал уже прозвучал. Молодому осиповчанину Александру Григорене, который лежал в гематологическом отделении областной больницы, понадобилась для переливания кровь редкой, четвертой группы. Ее в запасе не оказалось. Медики были вынуждены обращаться по местному телевидению к людям. Пришло десять человек. Александру, можно сказать, повезло - он оказался первым, а что будет с двадцатым или сотым?

Леонид Колбаско, заведующий гематологическим отделением областной больницы - единственным на Могилевщине, - также не скрывает своего беспокойства: "Некоторые из наших больных живы только потому, что раз в 2 - 3 месяца ложатся на переливание крови. Причем если при иных операциях компоненты крови можно заменить искусственными, то для нас это неприемлемо - требуются только донорские препараты. Так что, если станция переливания крови остановится, наше отделение можно смело закрывать".

Пока медиков выручают безвозмездные доноры, которые понимают проблемы станции переливания и отказываются от фактически символической компенсации. А если платить, как положено, то доноры крови должны получать 15 тысяч рублей, доноры плазмы - 30 тысяч, доноры эритроцитов и того больше - 89.500 рублей.

Сейчас же большая часть доноров, услышав, что денег у станции нет, поворачиваются и уходят восвояси. Все чаще в качестве безвозмездных доноров выступают сами медики, их друзья и знакомые, родственники больных.

Уже были случаи, когда из-за дефицита крови врачи были вынуждены переносить плановые операции - ждали, когда появится кровь нужной группы. При мне на станцию переливания крови пришли запросы от больниц города на 20 литров плазмы. А в этот день было заготовлено всего 13 литров. Хорошо, имелся запас. Но он кончается. По словам Бориса Гольдинберга, придется в экстренных случаях просить помощи у других областей.

Начальник управления здравоохранения Могилевского облисполкома Владимир Мартыновский сказал корреспонденту "СБ", что сейчас срочно прорабатывается вопрос о приобретении областью большого количества искусственных заменителей компонентов крови.

А пока ситуация на грани фола. Вероятно, местной власти необходимо вернуться к бюджету и пересмотреть объемы средств, выделяемых для станции переливания. На крови не сэкономишь.

Напрашивается и другая мысль. Пора наконец задуматься, как самим решать собственные проблемы, а не перекладывать их на плечи государства. Например, в ряде стран в медицине применяется метод аутогемотрансфузии. За этим мудреным термином кроется создание конкретным человеком запасов собственной крови. Которая хранится в особом месте, в надлежащих условиях - в так называемом "банке крови". Понадобилась человеку операция, не нужно гадать, где взять донора, - под рукой всегда окажется кровь нужной группы, своеобразный "страховой полис". Другое дело, как скоро подобное может быть у нас. Жизнь торопит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter