"До первой звезды..."

"Проснулась я через час в липком поту, и не от страха.
"Проснулась я через час в липком поту, и не от страха. В номере стало слишком душно в отсутствие кондиционера. Не работал и вентилятор. Я попробовала открыть окно. И моему взору предстал скат крыши, на который от основания здания вела лестница. Поскольку ночные приключения изначально не входили в мои планы, я выбрала худший вариант отдыха и стала закрывать окно. И тут глаз выловил из окружающих зданий очертания мечети. О, какая это была ночь. Пение муэдзина, усиленное динамиком, лишало малейших надежд забыться даже на полчаса. Но как только природа брала свое и бренное тело начинало расслабляться, духота в помещении достигала наивысшей степени. Рассудок начинал потихоньку мутиться. Рассвет оставался единственной надеждой на спасение. Неожиданно эффект турецкой бани начал ослабевать. Как всегда незаметно, наступило прохладное утро. Быстренько одевшись, я спустилась в холл пансионата. И замерла. До сих пор ко мне приходят в кошмарах эти вереницы кошек и котов в холле и во дворе заведения. Они осадили все - столы, стулья, даже барную стойку, на которой стоял телефон. Чтобы позвонить, мне пришлось им сказать "здрасьте". Серая масса слегка перегруппировалась, уступив место".

Вот такие жуткие воспоминания об отдыхе, уважаемый читатель. Думаю, в этом я не одинока. И надеюсь на ваше непосредственное участие в составлении материала для нашей странички. Ведь отдых - жизненная необходимость, и до начала сезона отпусков осталось всего ничего - март да апрель. Все курорты уже начинают бороться за своего туриста. Бороться разными средствами и методами. И каждый из вас, вероятно, имеет в запасе собственные издержки этой борьбы. Звоните. Пишите. Ваш голос будет услышан. Именно для потенциальных туристов в "Советской Белоруссии" все истории будут иметь послесловие - комментарий специалиста. Возможно, подобная информированность позволит большинству из вас избежать летних "проколов". И выбрать достойную организацию, которая действительно заинтересована в вашем замечательном отдыхе.

Сегодня нам помогают разобраться во всех тонкостях путешествий: Тамара БЕЛЬСКАЯ - заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей, Сергей ЖИДЕНЬ - заместитель директора СК "Бролли", Владимир МАКОВСКИЙ - генеральный директор турфирмы "Внешинтурист".

Разговор в рамках новой рубрики логично начать с главного - с условий проживания. Чего только не пообещают в рекламных проспектах! И вид на море, и песчаный пляж, и запах кокосов. Даже на фотографии номера кажется, что на каждого проживающего приходится как минимум 15 квадратных метров. Обман зрения. Оптический. Уверяем, что в большинстве своем съемки номера производились с линзой на объективе. Именно она создает эффект пространства в любом, даже малом по объему, помещении.

Самым малым одноместным номером, где мне пришлось проживать, был шикарный номер в одной из гостиниц Амстердама. Шикарный в смысле мебели и ее дизайна. Но его площадь не дотягивала и до 6 метров. Кровать размещалась напротив ванной комнаты, и рядом с ней же был втиснут письменный столик с телефоном, феном, над всем этим висело зеркало. Разумеется, тут же был и шкаф для одежды. Кто знаком с системой "фэн-шуй" - искусством достижения гармонии с окружающей средой, - сразу поймет неудачность замысла устроителей отеля в смысле отдыха. Но кто знаком с миром турбизнеса, сразу поймет, что сделано это не столько для экономии пространства, сколько для увеличения длительности развлечения туристов в самом отеле или же в городе. А уж там хозяева туриндустрии потрудились на славу. Магазины, лавки, музеи, галереи, театры, варьете, кафе, пивбары, рестораны, пиццерии... И кто после этого будет рваться в номер, где нахождение даже одного человека весьма проблематично?

Надо отметить, что в большинстве европейских отелей подобная практика встречается повсеместно.

Комментарий специалиста

В.Маковский: Действительно, существует огромное различие между отелями Азии и Европы, между пляжными и городскими отелями. Турфирма обязана объяснить туристу разницу в положениях. Так, отель 4 звезды в Европе будет иметь совсем иные параметры и сервисные услуги, нежели отель 4 звезды, предположим, в Турции. В Европе, куда едут в основном на экскурсии, туристы живут в малых по площади номерах, но оборудованных всем необходимым. Это особенно типично для Парижа, Лондона. В той же Японии - подобная картина. Площади 8 квадратных метров достаточно для двухместного номера. Еще надо учесть, что в центре европейских городов отели размещаются в старых зданиях. Притом стоимость номера в центре города выше, чем стоимость номера в хорошем отеле за городом. Городские отели дороги тем, что они ближе к цивилизации. Но при этом там нет ни тренажерных залов, ни бассейнов. Это специфика стран с культурным наследием.

Однако в той же Юго-Восточной Азии (Сингапур, Таиланд, Малайзия) номера в городских отелях прекрасно оборудованы на манер пляжных, там предусмотрены гостевая зона и спальные места.

"В Лондоне в 3-звездочном отеле мы жили в номерах с обшарпанной темной мебелью и надорванными обоями. Все это не слишком отрывало от родной действительности. В Латвии в 4-звездочном отеле указанному статусу соответствовал только один этаж, фотографии номеров которого присутствовали во всех рекламных проспектах. А за 20 долларов в сутки на каждого приходилось жаться троим в тесном номере с подставной раскладушкой, которая каждую ночь почему-то норовила сложиться; с несвежими прожженными шторами и одеялами, что вообще-то соответствовало уровню городской гостиницы глубинки Беларуси в доперестроечные времена. И никакие красоты Юрмалы не могли спасти от убожества помещения. Тем более, что ландшафт и дождливая и ветреная погода Балтийского побережья изначально несли намек на присутствие в номерах, которые, однако, убирались раз в три дня, а постель менялась единожды в неделю. И не одним нам, путешествующим на автомобиле, из-за "квартирного вопроса" пришлось покинуть гостеприимных латышей на несколько дней раньше заявленного в путевке срока. К сожалению, как и раньше, Юрмала все же ассоциируется пока с широкой полосой Балтийского побережья, с дюнами и сосновым лесом. Но не с гостиничным сервисом на международном уровне. Разумеется, где-то и в Юрмале он существует. Но не обольщайтесь. А дотошно спрашивайте у туроператоров все тонкости отельного хозяйства в местах вашего будущего отдыха. Не то может показаться все хорошо - и размеры номера, и качество мебели, и уровень сервиса (в смысле уборки помещения). А вот вид из окна - как у меня в одном из хорватских отелей. Номер достался одноместный, но в то время, когда все проживающие в более стесненных условиях наслаждались красотами Адриатического моря, я печально созерцала хозяйственные постройки отеля, которые буквально нависали над моим окном, будучи построенными на соседней горе. Разумеется, о том, чтобы раздвинуть шторы, не было и речи. Окно в окно - жилище обслуги отеля. Их развешенное белье, вечерние разборки и лай собак... Ну совсем, как у меня на Грушевке".

Комментарий специалиста

В.Маковский: Никогда невозможно предугадать, в какой номер попадет турист. За исключением случаев, когда сами отели проводят градацию в ценах на номера с видом на море, на пляж, на бассейн, на горы, на хозяйственные постройки. Остальные номера мы продаем "вслепую". Турфирма гарантирует и продает только одноместный, двухместный и т.д. номер. А какой вид откроется с вашего балкона и будет ли балкон - в этом доля вашего везения. Об этом турфирма должна предупредить клиента.

По поводу уборки отеля. График уборки помещений закладывается в звездность отеля. В 5-звездочном отеле ваши полотенца могут менять по мере их намокания. В 3-звездочном могут убирать каждый день или раз в два дня. То же касается и смены постельного белья. Качественная работа сервисных служб отеля формирует его имидж. Поэтому мы как турфирма, также формирующая свой имидж, продаем не 50 отелей, а только те, где наши специалисты готовы подписаться под каждым рекламным словом.

С.Жидень: Страхования от несоответствия представленного номера обещанному в республике не проводится. До сего времени не было спроса на данный вид страхования. К слову, в других странах страховка на предмет соответствия номера заказанному, с определенным перечнем сервисных услуг, включая и вид из окна, успешно действует. Если клиент размещается по застрахованной брони, то страховая компания в случае неудовольствия клиента сама подыскивает вариант соответствия. В противном случае она оплачивает процедуру переселения и компенсацию за моральный ущерб. К сожалению, наши граждане не имеют такой защиты.

Т.Бельская: В случае если вы "попали" с отелем, советую взять из него справку о категорийности отеля с печатью и подписью, справку о стоимости проживания в номере. В особых случаях - ограбления, избиения - необходимо запастись справками из полицейских участков и из посольств, телефоны которых вам обязана выдать сопровождающая вас сторона. Еще лучше запастись показаниями свидетелей. Ваши фото- и видеоматериалы лишь сформируют представления о ваших трудностях, но аргументами для нас не являются.

А самое главное - обращайте внимание на договор, который вы подписываете с турфирмами. Он должен быть насыщен конкретикой, а не общими фразами. И, кроме копии договора, вы обязаны иметь при себе квитанцию на оплату тура. И все. Приходите, жалуйтесь.

"Семейные пары с детьми обычно размещаются в апартаментах-бунгало. Я имела неосторожность оставить без присмотра всего на 10 минут своего двухлетнего ребенка. После чего он мне важно сообщил, что пойдет играть "в море". И взял за руку. Моим глазам открылась полузатопленная шахта туалетной комнаты. Вода уже покрыла унитаз и поднялась по лестнице почти к порогу. Паника у меня началась жуткая, но служители отельного комплекса вежливо объяснили, что проблем нет и для нас уже подготовлено другое бунгало. Слава Богу, краников внизу там не было, и при всем желании мой ребенок не смог бы вновь устроить потоп. Кроме того, за одну и ту же цену данные апартаменты отличались друг от друга, как номера 3- и 5-звездочного отеля. Но больше всего меня поразил интерьер туалетной комнаты. А сам унитаз! О, впервые за время путешествий я увидела фирменный, в лепнине, почти ручной работы, расписной предмет искусства, к которому мы относимся с определенной долей скептицизма. А золотая подпись мастера на крышке бачка не оставляла и доли сомнения в том, что скоро предмету уготована судьба быть проданным с аукциона. Правда, вопрос, после кого. К сожалению, мысль сфотографироваться на оном не пришла тогда мне в голову. А зря. Вон фотографии даже на обычных унитазах ребят из группы "На-На" сразу же стали бестселлерами фотоискусства у меломанов.

Так вот. Недолго музыка играла. Нет, я не расколола унитаз в порыве возмущения (подумаешь, искусство, у нас очень даже ничего и "до ветру ходют"). На второй день отдыха в шикарных для Кипра условиях я заметила у входа в бунгало трещину в цементном полу, а в ней - крылатую самку муравья огромных размеров. Мне бы насторожиться. Но я беззаботно пошла в бассейн. К вечеру мы придавили парочку самцов и уснули. Утром, спускаясь из спален со второго этажа, мы все просто обомлели. По лестнице, напоминая захватчиков из энтомологических фильмов ужасов, поднимались полчища насекомых. Они заполонили весь первый этаж - от двери до лестницы.

Самые стойкие из нас промчались по живому ковру к выходу - и прямо к регистратуре. Нас снова переселили".

Комментарий специалиста

В.Маковский: Эта ситуация из форс-мажора. Во-первых, родители должны предупредить администрацию отеля перед заселением об активном поведении ребенка. Прокомментировать ситуацию при переводе из номера в номер без документов невозможно, но нужно иметь в виду, что, если администрация отеля чувствует свою вину, она может поселить клиентов в номера с высшей категорией, как, вероятно, и произошло в данном случае.

Во-вторых, муравьи - бич жарких стран в бунгало. Клиент должен оперативно заявлять об обнаружении различных насекомых в номере. При этом отельные службы или переселяют туриста в иной номер в случае наличия свободных мест, или же, не переселяя, проводят дезинфекцию в номере. Еще раз необходимо отметить, что турфирма несет ответственность за ту информацию, что предоставлена в рекламном проспекте.

Итак, уважаемые читатели нашей рубрики. Подведем итог звездности отелей. В разных странах она различна. И ее выбор лучше возложить на специалистов турфирмы. Главное, перечислите им, что вас не устроит. И что хотелось бы иметь, что называется, в натуре. Лучше все это завизировать. А еще лучше отметить в договоре, который вы подпишете с турфирмой. В случае нарушения ваших прав не стесняйтесь требовать возмещения убытка. Как, где и когда - об этом в одном из наших выпусков. А пока сообщайте темы, на которые вы хотели бы поговорить на нашей страничке и по которым хотели бы проконсультироваться. Добрых вам дел на неделе.

Ведущая рубрики Светлана ВАСИЛЕВИЧ.

P.S. Кстати, по данным Минстата, в Беларуси насчитывается более 240 гостиниц, большинство из которых - в ведомственном подчинении. На сегодняшний день официально сертифицирована только одна гостиница в Беларуси - "Нафтан" в Новополоцке. Ей присвоена категория 3-звездочного отеля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter