До основанья... И зачем?

Став частным предприятием, колхоз «Октябрь» Пуховичского района развалился на глазах сельчан
Став частным предприятием, колхоз «Октябрь» Пуховичского района развалился на глазах сельчан

Из деревень Краснооктябрьского сельсовета (а всего их «спряталось» на пограничье Пуховичского района 14) в самые разные органы власти идут жалобы. Судя по количеству подписей, они отражают точку зрения если и не всех жителей сельсовета, то по крайней мере большинства из них.

Одно из писем пришло и в редакцию «СБ».

Цитирую: «12 декабря 2001 года наше хозяйство реорганизовано в общество с дополнительной ответственностью (ОДО) «Изаболево», но почему–то с новым названием пришла беда в полном смысле этого слова. На момент реорганизации в хозяйстве числилось 53 человека. Худо–бедно, как–то выживали. Было всякое — и без денег сидели, но как-то выходили из ситуации. Вместо денег привозили продукты: муку, сахар, макароны, крупу и т.д. Мы понимали тяжелое положение и на работу выходили. Но с приходом к власти директора ОДО «Изаболево» Владимира Шпаковского все пошло вверх тормашками. На первом собрании он обещал с трибуны хорошую зарплату. Но как только вступил в свои права, жизнь коллектива превратилась в ад. Достаточно заглянуть в книгу протоколов по колхозу (пока Минский облисполком не утвердил решение об реорганизации, продолжалась деятельность сельхозпредприятия как колхоза), а затем в книгу приказов по ОДО «Изаболево» — и станет ясно, что ни один из работников не ушел от наказания. Но за что должен отвечать скотник, если нет кормов, и коровы, выйдя весной в поле, были настолько истощенными, что не могли на водопое выбраться из речки? И таких примеров множество. Ни один специалист не уволился из хозяйства без существенных удержаний из заработной платы. Не выдержав такого к себе отношения, люди почти стопроцентно покинули хозяйство... В первый год существования «Изаболево» с горем пополам отсеялось. Зерновой клин составил 700 гектаров, но убрать полностью оказалось не под силу. Остались неубранными посевы гречихи, проса, участок картофеля. А в последующие годы ни один гектар земли не стал обрабатываться. И это при наличии пашни в 2.500 гектаров...»

Такое вот письмо. Можно цитировать и дальше, но, думается, и так понятно главное: сельчане 67–летним кандидатом сельскохозяйственных наук Шпаковским недовольны... Чтобы разобраться в ситуации, и поехал я в Красный Октябрь — на центральную усадьбу прежнего колхоза, а нынче — ОДО «Изаболево». Интерес вызывал еще и тот момент, что в свое время здесь был создан совхоз «Краснооктябрьский», хозяйство некогда преуспевающее. Кстати, начиная с середины 70–х больше 10 лет совхозом руководил не кто иной, как... Владимир Александрович Шпаковский. Да, тот самый. Директором он был, говорят, хотя и суровым, но предприимчивым и организованным, способным принимать правильные решения. Затем уехал в другие края. И когда Пуховичский райисполком, пытаясь найти правильное решение для выхода из кризисной ситуации колхоза «Октябрь», придумал формулу частного сельхозпредприятия, представление Шпаковского как нового руководителя ни у кого из сельчан явного отторжения не вызвало. Нашлись и учредители ОДО — райисполком «уговорил» заняться сельским хозяйством ЗАО «Пуховичский агропродукт». Точнее — его учредителей. И, вероятно, кроме доверия Владимиру Александровичу, жители Краснооктябрьского сельсовета и бывшие колхозники рассчитывали, что частники станут тем локомотивом, который потянет их новое хозяйство и дальше. Впрочем, не важно, что тогда думали люди. Важнее другое: что они получили, о чем пишут в письме в редакцию, что в общем–то увидел я на некогда цветущих землях «Красного Октября»...

Две правды

Как мне представляется, во всей этой истории, кроме разных точек зрения, часто не совпадающих, есть еще две правды. Да, такое может быть, когда правда бывает разной. Итак, правда первая. Ее я услышал от нынешнего руководителя.

— На меня всех собак вешают, а как люди хотят, чтобы я хозяйствовал? — заводится с пол–оборота Владимир Александрович. — Если воруют, значит, надо разбираться по каждому из фактов. Что и делал. Надо — вызывал милицию, оформляли протоколы. Половину мехдвора растянули. Пить–то за что–то им надо. Вы у магазина посмотрите, сколько человек с самого утра там дежурит. А зову навоз с коровника вытащить, сразу в бутылку лезут: «Мы не рабы, чтобы за пятерку спину гнуть...» Это я пятерку каждый день готов выдавать, а отработает человек месяц, то плюс еще и зарплату получит. Да, рабы за пятерку не работали... Вот и ищу людей в Марьиной Горке, вожу более чем за 20 километров. В Красном Октябре забыли, на какой развал я пришел. И техники уже почти не было, и долги висели такие, что не дай бог... И уже никаких «вливаний» в частное сельхозпредприятие никто не делал. А что касается новых инвесторов, то в первый год за счет их предприятия и посеял. Правда, потом рассчитался. Никто никому не должен. Хотя и нищее наше «Изаболево», но подняться с колен еще можно. И не надо мне государственной помощи, люди бы местные помогли, а не рушили то, что еще осталось...

Да, что–то еще осталось. Коровы, молодняк, несколько тракторов, постройки. Осталась готовность самого директора из плачевной ситуации найти выход. Однако, судя по всему, в то, что выход в данном случае будет найден, не верят даже его главные покровители. Новые «капиталисты» моральную ответственность все–таки чувствуют. Иногда подбрасывают «Изаболеву» миллион–другой рублей.

...Правда вторая — так сказать, документальная. Что принимал Шпаковский в 2001 году? Смотрим в бумаги отчетности. «Стоимость основных и оборотных средств колхоза составила 237 миллионов 387 тысяч рублей... Кредиторская задолженность — 221 миллион 561 тысячу рублей...» А что же с техникой, якобы распроданной и растащенной? Сегодня тракторов в хозяйстве — 5. Все они неисправны. Один пытаются отремонтировать. А что касается остальных — в них отсутствует то топливный насос, то компрессор, то пусковой двигатель и опять же топливный насос... Чтобы восстановить, нужна копеечка немалая. Но справедливости ради стоит заметить, что и принимал Шпаковский не намного больше — всего 9 тракторов. Два из них пошли с молотка за долги. Два — производства 1991 и 1992 годов — списаны.

О былой славе и нынешнем бесславии можно говорить долго. Но от этого никому не легче. Даже 45 безработным, которые в Краснооктябрьском сельсовете состоят на учете в центре занятости и упорно не хотят идти работать в «Изаболево». К счастью, рядом два фермерских хозяйства (одно — на территории соседнего Осиповичского района Могилевщины). Вот и перебиваются случайными заработками. Но не у всех безработных на подворье, кроме кур, и хозяйство какое–то есть, что уже говорить о корове–кормилице? Некоторые из вчерашних колхозников работают на соседнем предприятии водных систем (бывшая ПМК мелиорации, что присоединила к себе земли ближних колхозов) — механизаторами, доярками. А спрятавшееся на окраине района «Изаболево» и вроде бы неравнодушные к его судьбе экс–колхозники продолжают жить спорами и пересудами.


Компетентный комментарий

Председатель Пуховичского райисполкома Сергей ТУРКО:

— Надо полагать, что прежнее руководство, отважившись на передачу в частную форму собственности целый колхоз, пошло на вынужденный эксперимент. Многие хозяйства находились в непростой экономической ситуации. И надо было что–то делать. Тогда еще без разного рода льготных условий колхоз стал частным предприятием. Наверное, и сами частники до конца не представляли, какую обузу вешают на шею. Но зачем говорить о дне вчерашнем, зачем далеко и глубоко искать причины нынешнего состояния дел? Надо думать о сегодняшнем дне. Две главные проблемы находятся на повестке дня — люди и земля. Если кто желает работать в «Изаболево», то, даже не нарушая прав частника, мы добьемся, чтобы Шпаковский взял их в хозяйство. Другой вопрос, обеспечит ли он им нормальную заработную плату. Но, простите меня за архаику, закономерно вспомнить Шолохова с его «Поднятой целиной»: с чего колхозы начинались? Я, разумеется, не призываю людей вести свой скот на фермы «Изаболево», но ведь и каждый из сельчан должен понимать, что зарплата складывается из труда, ведущего к результату. Что касается земельных угодий, то все они взяты под контроль. Часть передана Пуховичскому предприятию водных систем, часть — райагропромсервису. Будем заниматься и сенокосами. На долевом участии их помогут привести в порядок другие хозяйства района — те, которые нуждаются в кормах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter