Дискуссия на рыночную тему

Скромная ведомственная бумага, а если быть точным, постановление Министерства экономики № 179, еще не вступив в силу, получила большой резонанс. Вступит — не вступит, гадают сегодня эксперты деловых изданий и интернет–ресурсов. Бизнес–союзы обратились к ответственным чиновникам устно и, насколько мне известно, письменно с просьбой отменить документ. Но пока представители Минэкономики официально согласились лишь на «внесение в постановление соответствующих уточнений»...

Скромная ведомственная бумага, а если быть точным, постановление Министерства экономики № 179, еще не вступив в силу, получила большой резонанс. Вступит — не вступит, гадают сегодня эксперты деловых изданий и интернет–ресурсов. Бизнес–союзы обратились к ответственным чиновникам устно и, насколько мне известно, письменно с просьбой отменить документ. Но пока представители Минэкономики официально согласились лишь на «внесение в постановление соответствующих уточнений».


Если кто–то еще не в курсе, речь идет об ограничении оптовых и розничных надбавок на товары из–за рубежа. Тема эта касается не только бизнесменов–импортеров и предприятий торговли, но и всех нас, потребителей. Поэтому неплохо бы разобраться в подоплеке дискуссии между теми, кто работает в экономике, и теми, кто ее регулирует.


Главный посыл разработчиков постановления № 179, насколько мне удалось узнать, таков. Цепочки оптовых посредников накручивают цены на некоторые товары в 3 — 4 раза. Все это вызывает недовольство покупателей. Действительно, кому по вкусу переплачивать из своего кошелька за импортные лимоны, кофе, джинсы? Такова, если очень коротко, аргументация Минэкономики.


Здесь, конечно, надо добавить, что в обязанности министерства, помимо изучения настроений потребителей, входят и вещи более рутинные. Как, например, сдерживание показателя инфляции. Несмотря на все принимавшиеся ранее документы, прогноз по росту цен на этот год, судя по всему, уже невыполним... По данным госстатистики, инфляция с начала года уже превысила «плановый потолок» 8 процентов. Конечно, это не значит, что в экономике произошел какой–то форс–мажор. Цены растут по всему миру, а в соседних России и Украине, например, заметно быстрее, чем у нас. Однако очень похоже на то, что некоторые ответственные за уровень цен чиновники остерегаются неприятных разговоров к концу года, когда инфляция может вырасти, по официальным оценкам, до 15 процентов, а по неофициальным — до 20. Но все ли средства хороши для того, чтобы затолкнуть инфляционного джинна в бутылку?


Сегодня многие импортеры откровенно говорят: если их выручку ограничить, как предлагается, 30–процентной наценкой, то они перестанут возить товар в Беларусь. Почему так ставится вопрос? Может быть, те, кто занимается импортом, «заросли жирком» и уже ленятся встать с кресла, когда речь идет о каких–то там десятках процентов? Есть и такое... Однако в большинстве случаев в фирмах и компаниях, обеспечивающих магазины и предприятия необходимой продукцией, работают порядочные, ответственные люди. Они исправно отчисляют налоги в бюджет и вовсе не похожи на тех «акул капитализма», чьим главным желанием является содрать с покупателя три шкуры.


Но у этих людей есть свои интересы и их тоже надо учитывать. Если, например, пачка колумбийского кофе стоит в Боготе 2 доллара, то наивно ожидать, что, прибыв в Минск, она будет стоить всего на 60 центов дороже. Из–за фиксированной наценки наверняка поредеют и прилавки с хорошим парфюмом, качественной импортной одеждой, обувью... Уже сегодня об этом вслух говорят чиновники Минторга.


Фиксация прибылей импортеров может коснуться не только потребителей. Сегодня многие промышленные предприятия используют зарубежные комплектующие. По той лишь причине, что такие же в стране не производятся. Что, если кто–то из поставщиков при новых правилах торговли свернет свой бизнес? Не возникнет ли угроза простоев на производстве?


Возможно, я сгущаю краски. Частный сектор живуч и уже не раз приноровлялся к самым замысловатым инициативам. Можно предположить, что так же случится и на сей раз. Мелкие поставщики исчезнут, вместо них обслуживать наш рынок будут крупные монополисты–импортеры, способные за счет огромного оборота выдержать фиксированную наценку. Вполне реальный сценарий. Однако об угрозах, которые таит в себе монополизация торговли, можно прочитать в любом современном учебнике по экономике. Или практика уже не подтверждает теорию?


Есть и еще один острый вопрос. Хотелось бы увидеть конкретные расчеты: как ограничение надбавок на импорт отразится на конкурентоспособности наших товаров? Возьмем лишь одну позицию — пивной рынок. Хорошо помню, как отечественные пивовары жаловались чиновникам на то, что импортные брэнды, не скованные нормативными актами в ценообразовании, получают на нашем рынке большие прибыли, чем белорусские производители. Парадокс? Безусловно. Но не менее парадоксальным является и другой факт. Продажи импортного пива, несмотря на более высокую наценку, растут быстрее, чем продажи отечественного продукта. Что будет после ограничения зарубежного товара 30–процентной надбавкой? Очевидно, он станет дешевле. Но не «положит» ли это нашу пивоваренную отрасль? Тоже вопрос по поводу постановления № 179, которое должно вступить в силу в это воскресенье?


В Минэкономики признают, что к разным товарным позициям надо подходить дифференцированно. Вероятно, в этом есть смысл. Однако избирательный подход вместо единой системы всегда смущает. Когда кому–то можно, а кому–то нельзя, то на экономическом поле то тут, то там показываются сорняки коррупции. Не возникнет ли у некоторых импортеров соблазна решить вопрос в свою пользу — любыми средствами, в том числе и не самыми пристойными?.. Не будет ли попыток «подмазать» нужных чиновников, сотрудников таможни, директоров магазинов etc.? К сожалению, в экономике ничто не появляется из ниоткуда. «Скрытые платежи» бизнеса и «серые схемы», как известно из практики, в конечном итоге оплачиваем мы из своего кармана...


Впрочем, хочется думать, что многочисленные журналистские сомнения — всего лишь легкий «скепсис» и что разработчики нового нормативного акта все предусмотрели... В это очень хочется верить, уважаемые читатели.

 

Новости по теме

12.09.08: Поставноление Минэкономики № 179 изменено. В Беларуси ограничение общей торговой надбавки на импорт с 14 сентября составит 60%

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter