Дикая охота в вишневом саду

Фантазия для куклы с характером

Фантазия для куклы с характером


Новый спектакль в Белорусском государственном театре кукол «Баллада о белой вишне» в постановке главного режиссера и многоопытного художественного руководителя Алексея Лелявского вряд ли можно назвать ребусом или спектаклем с двойным дном. Никакой белый кролик из режиссерской шляпы в финале не выпрыгивает. Скорее, «Баллада...»  поэтическим языком, но очень доходчиво рассказывает о событиях белорусской истории XIV — XV веков, не переставая быть зрелищем, рассчитанным прежде всего на детскую аудиторию. В этом она абсолютно чиста по своей режиссерской задаче, не рассчитывает ни на что большее и не пытается себя выдать за пластичный исторический блокбастер для всех возрастов. Алексей Лелявский предложил довольно традиционное прочтение материала, в классическом духе исторического спектакля с коварными князьями, снедаемыми страстями; прекрасными дамами, горячими юнцами, желающими отдать жизнь за честь и светлое завтра Отечества. И, конечно же, все это приправлено динамикой, сражениями и приключениями, чудесным превращением юной девушки в белую прекрасную вишню, опасной, дикой охотой за короной и новыми землями. Юному зрителю приходится делать усилия, чтобы следить за стремительно развивающимся сюжетом.


Спектакль планировали показать на открытии V Международного фестиваля кукольных театров, но, по словам Лелявского, на изготовление самих кукол, задействованных в спектакле, а это в своем большинстве куклы довольно внушительных размеров, ушло гораздо больше времени, чем планировали. Поэтому премьеру пришлось отложить до того момента, пока опытные кукольники из Бельгии, Англии и Германии, приехавшие на фестиваль, не покинули пределы Минска, возможно, взяв на память какой–нибудь пустяшный кукольный сувенир. Может, оно и так, но кажется, что в качестве спектакля–открытия международного фестиваля «Баллада о белой вишне» смотрелся бы странно. Камертон был бы задан искренний и честный, но не совсем верный для европейского смотра лучших достижений кукольного театра за последние пять лет. На фоне некоторых западных экспериментов с формой, содержанием, светом и возможностями кукольного жанра как такового он смотрелся бы мило, но не более. Хотя никто бы слова плохого не сказал: спектакли хозяев фестивальной площадки не принято ругать. Так что, может, и хорошо, что кукол к намеченному сроку не успели привести в боевую сценическую готовность.


Возможно, кто–то скажет, что это вообще была не лучшая идея — планировать премьеру такой консервативной постановки к открытию фестиваля, но у этого шага есть два объяснения, и вполне логичных. Дело в том, что «Баллада...» уже шла в репертуаре театра, давненько, правда: театр обратился к пьесе белорусского драматурга Светланы Климкович еще в 1984 году. Тогда режиссером–постановщиком стал Анатолий Лелявский, сценографию воплотил Борис Герлован. Это, во–первых, а во–вторых: 2008 год — юбилейный для нашего кукольного театра, недавно отметившего 70–летие. А юбиляру в праздник все позволено. Любые капризы, вольности и фантазии. Можно даже попытаться войти в одну реку дважды, не объясняя причины такого странного с художественной точки зрения шага.


Вообще, это тенденция — театры возобновляют на своих подмостках некогда шедшие спектакли, и никто не может им это запретить. И тенденция, кажется, — совершенно славянская. Заезжему гостю не понять нашей страсти к обретению утраченного времени, погружаясь в сладостные воспоминания.


В этом смысле рядовой со всех точек зрения кукольный спектакль «Баллада о белой вишне» превращается в продукт, конечно же, концептуальный. Он не только напоминает о преемственности поколений в целом, и преемственности одной из самых талантливых театральных династий, но и утверждает — есть еще что–то незыблемое в театре, вынужденном работать сегодня на потребу рынка. Это незыблемое — умение отдать должное своему театральному прошлому, вспомнить об истоках нынешнего успеха. Однако хочется верить, что после юбилейной горячки наш кукольный театр двинется куда–нибудь в противоположную от заманчивых призраков прошлого сторону.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter