Действуй, "Дзе-я?"!

На десятом году жизни самому невезучему из столичных храмов Мельпомены - Минскому муниципальному театру "Дзе-я?" наконец улыбнулась фортуна.
На десятом году жизни самому невезучему из столичных храмов Мельпомены - Минскому муниципальному театру "Дзе-я?" наконец улыбнулась фортуна. Еще месяц назад актеры вынуждены были мириться с малоприятным соседством кинотеатра "Родина", а еще раньше - с дискотекой буквально за дверью зрительного зала. Теперь "Дзе-я?" - полноправный хозяин в здании хоть и требующем ремонта, но достаточно театральном. В связи с чем полон самых радужных надежд и обширных планов.

Решение улучшить жилищные условия театра было принято два года назад. Именно тогда после встречи Главы государства с деятелями искусства и культуры появился соответствующий протокол, сыгравший решающую роль в финальной сцене затянувшейся драмы под названием "Дзе-я?". Хотя и на этот раз отнюдь не риторический вопрос, нужен ли вообще театр в рабочем районе, звучал из уст районных властей неоднократно и с большим сомнением. К счастью, все закончилось хеппи-эндом. Аплодисменты. Занавес. Возможно, следующий "спектакль" в афише судьбы этого непростого театра получится более оптимистичным. А вот что касается предыдущего...

Конечно, поначалу "Дзе-я?" и вправду был здесь явлением чужеродным. Создавался этот театр под очень своеобразного режиссера Николая Трухана, светлая ему память. Его спектакли с восторгом принимали на престижном театральном фестивале в Эдинбурге, но местная публика, действительно состоящая в основном из рабочих близлежащих заводов, новаторское творчество Николая Николаевича не понимала и не принимала. Театральные же гурманы до возведения станции метро "Автозаводская" добирались сюда нечасто - кинотеатр "Родина" находился, без преувеличения, на окраине города. Еще одно "кривое" обстоятельство - именно кинотеатр был главным в их общем здании. Поэтому осенне-весеннее межсезонье гарантировало театральной сцене простой - отопление в кинотеатре, как и положено, включали только к зиме.

Четыре года назад, после трагической смерти режиссера и руководителя, "Дзе-я?" был близок к исчезновению как никогда. В одночасье театр лишился не только идейного вдохновителя, но вместе с ним и всего репертуара, который без Николая Трухана стал немыслимым. Власть "узурпировал" нынешний директор Василий Мартецкий, пришедший сюда накануне. Во всяком случае, так посчитали некоторые из актеров и покинули театр.

Тем не менее всего за три месяца здесь родился новый спектакль по пьесе практически неизвестного у нас польского драматурга Ежи Юрандотта "Девятый праведник". Перевод пьесы на белорусский в "пожарном порядке" сделал сам директор. Так красочная постановка Николая Динова не только сплотила и поддержала актеров в момент, казалось, безнадежный, но и определила генеральную линию дальнейшего развития театра - отныне "Дзе-я?" стал площадкой для экспериментов приглашенных режиссеров, обращаясь к драматургии, доселе белорусской сценой невостребованной. В театр потянулись зрители (в том числе и местная публика). Вскоре появился и главный режиссер - тогда еще совсем юная, но подающая большие надежды Ирэна Мацкевич...

Но злой рок как будто продолжал преследовать муниципальную сцену "на отшибе". Ирэна уезжает помогать в очередных съемках знаменитому мужу своей бывшей сокурсницы Андрону Кончаловскому, театр расстается с одним из своих ведущих актеров, из-за чего самые кассовые спектакли - "Девятый праведник" и чеховский "Иванов" - надолго исчезают с афиши. Да и другие актеры начинают искать лучшей доли вне этой сцены...

На фоне сплошных неприятностей вручение театру в собственность отдельного здания - большой соблазн посчитать, что "зебра" жизни сменила-таки черную полосу на широкую светлую. Актеры так и решили. На сегодняшний день никто из труппы не помышляет о том, чтобы расстаться с театром. Вернулась на прежнюю должность и Ирэна Мацкевич.

В ближайшее время "Дзе-я?" планирует обзавестись настоящей театральной сценой и зрительным залом с удобными креслами. Нынешний студийный зал на 130 мест будет приспособлен под театральную школу с платой за обучение по принципу музыкальных школ. Кстати, откроется школа уже в сентябре 2003 г. Но главным источником дохода театра по-прежнему останутся гастроли по городам Беларуси. Между прочим, "Дзе-я?" - единственный наш театр с таким обширным гастрольным графиком. Поэтому всех режиссеров и художников здесь сразу предупреждают - будущие спектакли должны быть исключительно мобильны. Эта традиция сохранится и в будущем. Так что в новом сезоне "Дзе-я?" собирается удивить не только минчан стихотворным белорусскоязычным вариантом "Романтиков" Э.Ростана и колоритным музыкальным водевилем по пьесе Г.Марчука "Калi заспявае певень". И, конечно, ждет новых актеров. И новых аплодисментов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter