Деятели культуры обсудили реализацию Концепции развития национального культурного пространства

О Концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024 — 2026 годы сегодня говорят деятели культуры. Документ, принятый постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 961 от 28.12.2023, уже претворяется в жизнь и вносит свои коррективы в планы работы театров, концертных залов, творческих союзов. Ключевые направления в продвижении и развитии национальной художественной культуры и искусства связаны с сохранением исторической памяти белорусского народа, нашей национально‑культурной самобытности, с реализацией интеллектуального и творческого потенциала нации. Приведем некоторые мнения.


Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Екатерина Дулова конкретизировала позиции, принципиальные для нее как для гражданина страны, деятеля культуры и руководителя творческого учреждения:

— Концепция претворяет в жизнь новации, которые появились в нашей Конституции. Я как член Конституционной комиссии в прямом смысле с удовольствием подтверждаю факт того, что все, касающееся исторической памяти, национальной культуры, духовных и традиционных ценностей, закладывалось в том числе в 32‑ю статью нашей Конституции, за что проголосовало наше общество. То, что предлагается реализовать в нашей стране, напрямую связано с очень мощной охранительной тенденцией, которая наконец появилась — и не только в умах отдельных людей, но развивается сегодня на абсолютно понятных государственных подходах. Сфера культуры сегодня — это пространство и духовное, и художественное, но при этом имеющее прямое отношение к национальной безопасности. 
Мы внесли изменения в собственную концепцию развития Большого театра в целом ряде позиций, которые коснулись и расширения произведений национальной тематики, и работы с молодежью.
Театр — это институт искусства, который служит сохранению гуманистических идеалов, потому тема продвижения и развития национальной художественной культуры и искусства особенно важна, отметил художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького Сергей Ковальчик. Особо режиссер выделил необходимость работы и воспитания собственных авторов‑драматургов, композиторов, либреттистов, которые будут создавать новые произведения:

— Работа с национальными авторами — важнейшая часть развития нашего театрального искусства. 
Мы должны гордиться не только, скажем так, ремонтными работами в театрах, постройкой новых зданий, но еще и произведениями, созданными творцами. Но тут какой вопрос: национальных авторов тоже надо растить. У нашей страны богатая история, богатый опыт своей независимости, и нам есть о чем сказать.

Важную роль в продвижении национальной культуры играет фестивальное движение: Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Минский международный кинофестиваль «Лiстапад», «Купалье» («Александрия собирает друзей»), «Белорусская музыкальная осень», которую вот уже несколько десятков лет проводит Белгосфилармония, аккумулируя лучшие творческие силы страны и зарубежья на своих площадках, а также множество праздников, посвященных поддержке и сохранению этнокультурных традиций белорусов, — а это десятки региональных фестов, работающих на развитие своего края и привлекающих не только белорусскую публику, но и туристов.

Наше искусство широко презентуется за рубежом и вызывает пристальный интерес — это касается и Дней культуры Беларуси, которые проводятся в дружественных странах, концертов и гастролей, участия в театральных фестивалях и художественных выставках.

— Российские коллеги отмечают, что действительно у Беларуси есть самобытная национальная художественная школа, — говорит председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик. — Я бы выделил международный аспект: Союзом художников за последний год было подписано 28 соглашений, из них 12 с КНР, на 2024 — 2026 годы у нас большие планы сотрудничества с Китаем, очень много и образовательных проектов, и совместных выставок.


Воспитание молодого зрителя, равно как и молодых кадров, имеет сегодня первостепенное значение, убеждены мастера культуры: без подготовки достойной смены все усилия будут тщетны. Так, Союз художников в три раза увеличил общение с учебными заведениями, с музеями и выставочными залами, что тут же дало положительный отклик: если раньше творческое объединение пополнялось 6 — 8 молодыми художниками в год, то за 2023‑й было принято 48 человек.
— У нашей молодежи есть главное: они видят, что сейчас происходит в мире, и очень хотят работать для своей страны, но у них нет пока очень важного — опыта. Работать в этом направлении абсолютно необходимо, пусть процесс имеет свои сложности, — подытоживает Екатерина Дулова.
ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter