Детское сердце

- Лешка, я так переживаю! - говорит медсестра и поправляет одеяло.
- Лешка, я так переживаю! - говорит медсестра и поправляет одеяло. Алеша лежит на больничной койке. И смотрит на меня большими, печальными глазами.

- Мне сегодня будут делать операцию, - говорит он. - Я тоже переживаю.

- Не бойся!

- Я не боюсь, только волнуюсь.

У 10-летнего воспитанника Лидского детского дома Алеши Тарасика врожденный порок сердца. Через несколько часов в Белорусском республиканском научно-практическом центре "Кардиология" ему сделали сложнейшую операцию...

Ежегодно в Беларуси рождается около 800 детей с врожденными пороками сердца и кровеносных сосудов. Сегодня почти 10 тысяч маленьких сердечников нуждаются в хирургическом лечении. На операционный стол попадают дети с четырьмя-пятью пороками! Слабые после операции, они по предписанию врача утром и вечером надувают воздушные шарики, чтобы очистить легкие от жидкости. У каждой кровати в больничной палате - разноцветные веселые шарики...

Программа "Детское сердце" создана Белорусским детским фондом несколько лет назад. По его инициативе в нашу страну регулярно приезжает международная бригада кардиоспециалистов, чтобы провести детям сложнейшие операции. Возглавляет бригаду хирург, медицинский директор фонда "Международное детское сердце" Вильям Новик. Специально созданный для работы в других странах, этот фонд объединяет высококвалифицированных специалистов из США, Англии, Германии. В очередной, уже пятый, приезд в Беларусь доктор Новик провел свою сотую операцию.

Бригада медиков, разговаривающая на русском, английском и общим для них - медицинском, вошла в палату к худенькому веснушчатому мальчику.

- Как дела, Артем? - спрашивает доктор Новик.

- Нормально, - мальчик пожимает протянутую руку.

13-летний Артем Герман и есть сотый пациент доктора Новика. Он попал в больницу прямо с "круглого стола" по чернобыльским проблемам. Артема с родителями пригласил из Комарина в Минск Белорусский детский фонд. "На заседании Артему вдруг стало плохо, - рассказывает педиатр фонда Лидия Литвинович, - и мы тут же отправили его в клинику". У мальчика сложнейший диагноз - пентада Фалло, пять пороков разом. Его даже оперировать боялись - врачи сомневались, что мальчик выживет. А сегодня, после операции, Артем чувствует себя хорошо: "Могу уже ходить... почти без остановок". Он мечтает о возвращении домой, в Комарине его ждут друзья. А здесь - в РНПЦ "Кардиология" - у дверей отделения день и ночь дежурят родители. "Чтобы мне страшно не было", - объясняет Артем.

В прошлый визит доктора Новика было сделано 22 операции. Один ребенок не выжил... В этот раз работа идет в две смены, по две операции в день. Уже прооперировано 16 детей. "Пока все живы, - сказали мне в кардиохирургическом отделении, - но операции очень тяжелые". Своей очереди дожидаются еще 9 маленьких пациентов...

Такие операции в зарубежных клиниках стоят от 8 до 100 тысяч долларов. Нашим детям благодаря Белорусскому детскому фонду их делают бесплатно. Лидия Литвинович восторженно говорит о работе белорусских и американских хирургов и сокрушается только об одном: "Детям очень поздно ставят диагноз. Чаще всего болезнь выявляется, когда уже появилась масса осложнений. И операции из относительно простых превращаются в архисложные".

Вильям Новик рассказывает, что в Америке у детей болезни сердца составляют 8 процентов от всех заболеваний. Сразу после рождения младенца обследуют, если обнаруживают врожденные пороки, проводят консультации с кардиологами. Когда случай серьезный - тут же делают операцию. Очень редко врачи ждут, пока ребенок подрастет.

В Беларуси тоже ждут. Семья Шелеховых из Борисова ждала операции 10 лет. Когда Илюше исполнилось 11, врачи сказали - пора! На операционный стол к доктору Новику он попал в прошлую среду. "Нам поставили искусственный клапан, - рассказывает Ильюшина мама, - пять дней мы были в реанимации". Ирина Михайловна так и говорит: "мы болели", "нас прооперировали", "до конца жизни нам пить таблетки"... Один порок на два - детское и материнское - сердца. И пусть пока неизвестно, потребуется ли еще одна операция, какие таблетки придется пить и сколько они будут стоить, Ирина Михайловна сегодня уже начинает слабо улыбаться: "Выкарабкиваемся!"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter