Детки в сетке

Предлагаю простенькую арифметическую задачку.
Предлагаю простенькую арифметическую задачку. 1 сентября за парты сядут около полутора миллионов школьников. Эта категория населения имеет особенность за лето катастрофически вырастать из всего, что было впору еще весной, тем более если это касается обуви. Отечественные предприятия в июне - августе смогут предложить ребятне 500 тысяч пар обновок. Причем 60 процентов поставок отложено на последний месяц. Спрашивается, кто обует белорусского школьника? Конечно, рынок. Для него без боя обеспечен гарантированный сбыт.

Между тем в стране ежедневно штампуют обувь для детей и подростков 11 фабрик. Но широко раскрученное СП "Чевляр", еще недавно бравшее за свои кальки итальянских моделей призы на международных конкурсах, попало в такую финансовую западню, что не сумело вовремя закупить полиуретан для литья подошв и только сейчас оформляет льготный кредит и начинает поставки моделей к школьному сезону. СП "Легранд" по сей день не может оправиться от кризиса сбыта девичьих туфель прошлого сезона...

Специалисты концерна "Беллегпром", в частности заместитель начальника управления кожевенно-обувной отрасли Раиса Харитон, объясняют ситуацию тем, что отечественный рынок заполонен дешевым импортом, платежеспособность населения низка, отгрузка отечественных товаров в торговую сеть падает, а долги торговли растут. Все это, вместе взятое, опустошает текущие счета предприятий, они вынуждены брать кредиты, а в итоге затраты на производство обуви превышают ее отпускную цену, и круг замыкается.

Этот протяжный стон я слышу уже по меньшей мере года два. Но когда хожу по магазинам, отчетливо понимаю, что наши предприятия еще нарушают железное правило рынка: производить то, что продается, а не наоборот. Есть у наших даже самых лучших и продвинутых фабрик особенность опаздывать за модой по меньшей мере на сезон, или, например, выпускать босоножки в модном джинсовом стиле к июню, когда из Китая их завозят в мае.

Или еще маленький пример из области маркетинга. Моя приятельница, мать двух дочерей 13 и 16 лет, давно забыла дорогу в обувные отделы магазинов. Утверждает, что ничего, кроме "лыж" с бантиком для ее "малюток", не сыщешь не только в детской, но и во взрослых секциях. При росте 176 и 180 у девочек ножки 41-го и 42-го размеров. Акселерация, знаете ли. И этот случай - далеко не исключение из правил. По словам Нины Пашко, начальника управления организации потребительского рынка, нарядной обуви "взрослых" размеров для подростков категорически не хватает. А спрос на них растет. И мамам приходится выкладывать за китайские и российские туфли по 50 - 60 тысяч рублей - не босиком же отправлять чада в школу. Хотя наши стоят от 12 до 47 тысяч, и, по данным "Беллегпрома", могилевская фабрика, "Сивельга", "Легранд" и "Отико" в этом году по многочисленным просьбам торговли увеличили так называемую ростовочную шкалу обуви для подростков. Но... Что касается могилевского ОАО "Обувь", то кредиторская задолженность предприятия на сегодняшний день превысила дебиторскую вдвое, что никак не позволило ему закупить в Москве новые подошвы к сезону, да и выбор фурнитуры, расцветок верха для слабо платежеспособных производителей всегда ограничен. То же самое касается "Красного Октября", "Отико".

Чего ж после этого удивляться, что сертифицированной, сто раз проверенной в госстандартовских лабораториях отечественной обувке жители Беларуси предпочитают китайскую или российскую? Между тем стенания отечественных производителей, сопровождающиеся перманентным снижением объемов выпуска товаров, услышаны правительством. По словам Раисы Харитон, Совмин рассматривает ряд серьезных предложений концерна по ограничению продаж импортного ширпотреба. Непонятно только, во что мы в результате будем обуваться? Да и эффективна ли эта мера в условиях прозрачности восточной границы? Государственные подпорки еще никого не научили искусству рыночной борьбы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter