Дети на перекрестке

Обсуждение актуальных проблем в конференц-зале "СБ"

Пожалуй, ни одно дорожно-транспортное происшествие не вызвало в этом году настолько громкий общественный резонанс, как трагедия у минской школы № 23. Тогда прямо у школьного порога погиб третьеклассник. В конференц-зале "СБ" собрались специалисты не для того, чтобы найти виноватых. А чтобы понять, как не допустить подобного в будущем.


Актуальные проблемы в конференц-зале "СБ" обсуждают заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Виталий Пригодич, начальник архитектурно-планировочной мастерской УП "Минскпроект" Юрий Комиссаров, старший инспектор по особым поручениям отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД Михаил Банадык, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник и мама двоих детей, журналистка нашей газеты Марина Зубович.


Ю.Важник: Проблема детской безопасности, безусловно, сложная, многоаспектная. Но ее невозможно решить, рассматривая только случай у школы в микрорайоне Сухарево. Не надо сводить вопрос к тому, что после запрета движения возле школ детская смертность будет снижена до нуля. Не будет. В этом году в Минске погибли пятеро несовершеннолетних. Причины разные. Девушка переходила дорогу на красный свет, торопилась на автобус. Маленького мальчика переехала выезжавшая со стоянки "Евроопта" машина. Двое - и вовсе по вине родителей... Из всех ДТП с участием детей только 8 процентов связаны с дорогой в школу.


М.Зубович: Вот вы рассуждаете о том, что причины гибели детей в ДТП могут быть самыми разными. А чем, скажите, отличается территория школы от других территорий города? Тем, что это такое место, которому мой ребенок доверяет по умолчанию. И там именно он в центре внимания. Школу нельзя сравнивать с улицей. Мне, например, когда случилась эта трагедия, захотелось бросить все дела и водить свою 10-летнюю дочку в школу за руку.


В.Пригодич: Вы совершенно правы. Но факторов, которые в той или иной степени привели к трагедии, много. И один из них - это низкая культура владельцев авто. Мы каждый день сталкиваемся с ситуацией, когда машины припаркованы на тротуарах. Когда их вынуждены обходить по проезжей части. Безусловно, дети подвергаются очень серьезной опасности. Особенно маленькие, которых из-за машин не видно. Потому и поставлена в городе задача прежде всего освободить от любого автотранспорта территорию школ. Если нет ограждения, значит, предусмотреть создание искусственных препятствий, которые не позволят автомобилям туда заезжать. Пусть это будут даже, грубо говоря, два столба, между которыми натянута цепь. Хотя бывают случаи, когда даже по газонам, по клумбам заезжают. Поэтому здесь все силы должны быть задействованы. И не только ГАИ и школа должны с этим бороться. Любой неравнодушный человек, видя такое нарушение, я считаю, имеет полное и моральное, и юридическое право обратиться в соответствующие службы с заявлением. А если к этому еще приложит фотографию, где будет виден номер машины, думаю, наказание неизбежно последует. Но в целом забота о безопасности детей - это дело всех и каждого. Понимаете, когда ребенок перебегает дорогу в неположенном месте или делает такую попытку, а мимо идет взрослый и не делает замечания, значит, тем самым он тоже берет на себя часть ответственности. Моральной. Если говорить о технических моментах, так то, что можно сделать оперативно, уже делается. Устанавливаются искусственные препятствия, запирающие устройства, небольшие заборы...


"СБ": Дело в том, что, как утверждают руководители попечительских советов школ, установка подобных турникетов или простых шлагбаумов требует множества разрешений и согласований в самых разных инстанциях. Это целая проблема. И далеко не все родители согласятся за свои средства покупать и устанавливать такие запирающие устройства. А почему бы их установку не учитывать при проектировании?


Ю.Комиссаров: Строительные нормы существуют с 1960-х годов. Школы тогда рассматривались как элемент микрорайона. В нормативах было написано: территория земельных участков школ и интернатов должна иметь ограждение по всему периметру. Внутри микрорайонов - в виде живой изгороди из зеленых насаждений высотой не менее 1,2 м... Каждый из нас помнит, что в школе мы были изолированы от улицы и транспорта. Хотя, конечно, в прошлом столько авто на улицах и не было. Водители были аккуратнее. Машины - тихоходнее. С тех времен и бытует мнение, что территория школы - безопасное место. На практике число школ в микрорайоне рассчитывается исходя из количества его населения. Школы всегда располагались в пешеходной доступности от дома, поэтому транспортная доставка учеников не предусматривалась. Как мне кажется, их не ограждали и потому, что рассчитывали: спортивные площадки могли бы использовать и жители близлежащих домов для занятий физкультурой. Но в России, например, в последние годы нормативы поменялись. В связи с терактами. Школы оградили. Ввели пропускную систему. Поставили охрану в лице работников МВД. У нас в этом плане ситуация другая. Но с появлением гимназий детей на занятия стали привозить из самых разных районов города. В том числе и на личном транспорте. И здесь возник вопрос с подъездами, остановками, стоянками и так далее. Видимо, именно тогда и нужно было инициировать изменение норм и требований. Последний нормативный документ - протокол, утвержденный Мингорисполкомом в 2008 году, в котором было рекомендовано ограждать школы заборами. Но те школы, которые построили ранее, так и остались без оград. Как и школа в Сухарево-5, о которой мы здесь говорим. Надо сказать, что норматива, обязывающего ограждать школы, нет до сих пор.


Ю.Важник: Мне бы не хотелось, чтобы проблемы безопасности детей свелись к проблеме ограждения территории. Вы же видите, что достаточно одной строки в нормативном документе, чтобы этот вопрос снять. Но возникает другой: почему до сих пор ее там нет? Да, экспертиза скажет об удорожании проекта. Но почему-то не учтет, что это одно из необходимых условий безопасности. Хотя в концепции ГАИ так прямо и записано: дети на дорогах погибать не должны. И точка. А это значит, что в любом проекте любого строительного объекта такое требование должно быть материализовано в определенных проектировочных нормативах, которые экспертиза должна принимать как необходимый элемент. На безопасности нельзя экономить. Обойдется намного дороже. Хотя, по нашим оценкам, кампания по возведению вокруг всех школ ограждений потянет на сумму около миллиона долларов. А кто гарантирует, что других мер принимать не придется? И тоже потребуется миллион? Чтобы не тратить огромные деньги на устранение таких моментов, нужно задуматься уже на этапе проектирования. Которое соизмерит материальные возможности и степень максимальной безопасности.


М.Зубович: А требования ГАИ носят рекомендательный характер или они обязательны к исполнению?


М.Банадык: В определенных случаях можем и обязать. Но чтобы это не противоречило действующим нормативам и стандартам. Приведу пример. Проект реконструкции участка дороги международной автотрассы М1. Там как профилактика лобовых столкновений было запроектировано тросовое ограждение. Проект прошел все согласования, но на стадии экспертизы оно было исключено, поскольку удорожало строительство. Я полностью согласен с Юрием Петровичем, что эта проблема многогранная. Вот мы говорим о заборах. Я вожу дочь в школу в танцевальный кружок. Некоторые люди раньше подъезжали прямо к крыльцу. Создавая ситуацию, аналогичную той, что привела к трагедии. Сейчас там подъезд полностью закрыли. И вся масса автомобилей вынуждена парковаться на проезжей части, на тротуаре. И дети, кто с родителями, кто без родителей, пробираются к школе между машинами. Тем временем одни подъезжают, другие сдают задним ходом... То есть принципиально ничего не изменилось! Просто эту ситуацию отодвинули дальше от школы. Мы неоднократно вносили свои предложения по поводу решения проблем парковок в тех или иных местах. Но получали ответы, что есть проверенные нормы образца 1989 года и на них и будут основываться. А о том, что ситуация с тех пор поменялась кардинально, забывают. Рост автомобилизации идет гораздо быстрее...


"СБ": Проблема в менталитете? Если мне нельзя, но очень нужно, значит, можно? Может быть, стоит наказывать рублем? В частности, за проезд под запрещающий знак возле детских учреждений.


М.Банадык: Уже после трагедии молодой водитель на виду у всех сотрудников, проводивших следственный эксперимент у злополучной 23-й школы, проехал там под запрещающий знак. Здесь действительно возникает вопрос общественного сознания. Я никогда не поставлю свою машину на территории, например, детского сада, когда там открыты ворота для завоза продуктов питания. Но кто-то ведь пользуется такой возможностью. Мне не составляет труда припарковаться в разрешенном месте и довести ребенка пешком.


Ю.Важник: Это заблуждение, что у нас люди другие, чем, например, в Германии или Швеции. Вы думаете, шведы будут соблюдать скорость 30 километров в час? Нет. Разница в том, что в Швеции, даже если ты и захочешь нарушить, зачастую просто физически этого не сможешь сделать. Условия городской среды не позволят. Скажем, дорожки для подъезда к дому - узкие. Одна машина только пройдет. Проблема в том, что мы не сформировали вокруг себя среду, которая бы не позволяла нам создавать неудобства для других. Это целая инфраструктура, настроенная определенным образом на безопасность. У нас же наоборот. Мы недавно были в районе Ждановичей. Там на ул. Тимирязева нет пешеходных переходов. Смотрим по видеонаблюдению: один пошел, другой... А что делать, если надо, а инфраструктуры нет? За что платить штраф, если не созданы условия? Кстати, меня интересует, а есть ли в "Минскпроекте" проектировщики - специалисты по безопасности дорожного движения?


Ю.Комиссаров: Профессионалов в этой области у нас нет.


Ю.Важник: И в школе таких специалистов нет. Занимается этим, как правило, учитель. Но ведь это как в поликлинике. Тебе надо к зубному врачу, но его нет. Пусть смотрит терапевт? Смешно? А почему в школе, в проектной организации считается нормальным?


Ю.Комиссаров: В проекте безопасность технологии поликлиники разрабатывает технолог.


Ю.Важник: Мы стажировались в Швеции. Там есть узкие специалисты именно по детской безопасности. Более того, там даже в этой сфере масса всяких разных направлений. Например, по детям с ограниченными возможностями... В западных странах нет вообще никаких норм для проектировщика, но именно он отвечает за безопасность на созданной им дороге. А у нас же нормы есть, а вокруг - сплошная неупорядоченность. Мы все прекрасно знаем, что часть родителей будет привозить детей на автомобилях. Все это можно рассчитать. И построить поблизости безопасную парковку или место для высадки и посадки детей.


Ю.Комиссаров: Хорошо, я согласен, что есть здесь некоторые планировочные моменты, которые позволят обезопасить подвоз детей. Парковки на подъезде к школе. Которые находятся за пределами участка, тут же будут заставлены машинами жильцов соседних домов микрорайона. Альтернативой могут служить разворотные кольца проезда, но и они не создадут абсолютно безопасной ситуации для детей.


Ю.Важник: В цивилизованном обществе дорога предназначена для движения, а не для парковки. И потом, есть масса мер, благодаря которым стоянку не смогут занять те, для кого она не предназначена. Шлагбаумы, карточки. Патруль утром и вечером. Даже силами самих же родителей. Чтобы ничего не изобретать, можно просто посмотреть, как это сделано в других странах.


В.Пригодич: Да и заезд коммунальных служб и другого спецтранспорта должен быть тоже согласован. Чтобы не возникала такая ситуация, что только началась перемена или закончились занятия, на дворе полно детей, а ворота открываются и въезжает машина с продуктами питания.


"СБ": Кстати, для чего проезжая часть опоясывает школу? Может быть, подвоз продуктов стоило бы сделать в стороне, не рядом с крыльцом?


Ю.Комиссаров: Для соблюдения противопожарных норм.


М.Зубович: А сколько сегодня в Минске школ? Около 250. Да, новые проекты, думаю, станут более качественными с точки зрения безопасности. Но недостатки старых как учтем? Моя дочь ходит в минскую школу № 3. Я специально сфотографировала то, что там сделано для безопасности школьников, - на тротуар выставлены цветочные тумбы. В часы пик на местных улочках сплошной поток машин, как на автомагистрали. Едва ли не круглосуточно курсируют огромные строительные краны, бульдозеры, экскаваторы - неподалеку реконструируется проспект Дзержинского. Пешеходные дорожки очень узкие. Машины паркуются где только можно. Кроме того, практически нет никакого освещения. На улице темно...


Ю.Важник: А у вас есть конкретные предложения, что нужно сделать, чтобы обеспечить, к примеру, безопасность вашего ребенка?


М.Зубович: Мы все водители и знаем особенности менталитета основной массы автомобилистов. Стоит знак? Ничего, проеду, если поблизости гаишников не видно. А если вижу - стоят, вмиг становлюсь дисциплинированным и законопослушным. И все из-за того, что боюсь заплатить штраф. Я предлагаю поставить в часы пик возле каждой из школ Минска, да и вообще школ страны, сотрудника ГАИ. Скажите мне, Михаил Витальевич, сколько сотрудников ГАИ ежедневно заступают на службу? Я знаю, очень много. Готовы ли вы к такой мере, зная, что люди за рулем устроены так, что боятся не знака, а человека в форме? Который может реально наказать нарушителя? Ведь недавно "СБ" публиковала информацию о том, что только за три дня такого "дежурства" сотрудников ГАИ возле школ было составлено около 500 протоколов за грубые нарушения... По-вашему, не красноречивый факт?


М.Банадык: На каждую школу у нас не хватит инспекторов. Даже если учесть весь гражданский персонал вместе с дружинниками. С другой стороны, если всем сотрудникам дежурить только возле школ, то без внимания останется большое количество других вопросов.


М.Зубович: А дружинникам это можно поручить?


М.Банадык: Нет, они не наделены правом штрафовать.


Ю.Важник: Интересно получается. Мы проводили масштабный опрос. Когда спрашивали у родителей, что для них значат дети, они все отвечали, что готовы ради них сделать все. А на вопрос, готовы ли поучаствовать в одном конкретном мероприятии, на которое денег не потребуется, только часть времени, основной ответ был такой: мы очень занятые люди, пусть за нас это сделает кто-то другой. Это, можно сказать, характерный синдром. Нужно отталкиваться от базового положения: за ребенка в первую очередь должны отвечать родители. Все остальные создают возможности для этого. ГАИ, учителя, исполкомы. Если мамы и папы видят, что не обеспечивается безопасная инфраструктура, они должны обратиться к тем службам, которые обязаны это сделать. Если мы поставим сотрудника ГАИ возле каждой школы, нам придется увеличивать штат инспекции примерно в 4 раза. В Швеции с населением, как в Беларуси, всего 700 полицейских. А детская безопасность - на высочайшем уровне. Потому что бабушки с утра выводят внуков и выполняют функции "стопмэна". Как можно ставить квалифицированного специалиста - учителя или милиционера - выполнять функции, которые обычной бабушке под силу? Так мы можем дойти до того, что к каждому ребенку нужно будет приставить по милиционеру, который бы сопровождал его повсюду.


В.Пригодич: Сомневаюсь я, что наши водители с их менталитетом, с культурой вождения послушаются бабушку или учителя.


Ю.Важник: Если водитель не послушается, можно сфотографировать нарушение так, чтобы был виден номер машины, и обратиться в ГАИ. Ведь это ситуация, которая создает угрозу безопасности ребенка.


"СБ": А может быть, поставить с фотоаппаратом учителя возле калитки?


Ю.Важник: Не учителя, а родителя. Это принципиально важно.


М.Зубович: Вот смотрите, в новых домах при входе сидит консьержка. Кто оплачивает ее работу? Жильцы дома. Я, хотя и член совета школы, не готова дежурить у школы. При всей своей любви к детям. Я не знаю, найдется ли у меня свободное время в тот день, когда придет мой черед. Вдруг командировка, а вдруг заболел другой ребенок... Давайте идти цивилизованным путем. На общественных началах эта идея жива до тех пор, пока не притупилась в памяти трагедия и страсти горячи. А что будет потом? Забудется. И мы энтузиастов не найдем. Давать дополнительную общественную нагрузку учителям, как это уже делают во многих школах? А не кажется ли вам, что учитель - такой же человек, у него семья, собственные дети, свои личные заботы и проблемы... Значит, это должна быть оплачиваемая штатная единица в школе. Родители могут сложиться. Детей в школе много. Я готова платить.


В.Пригодич: А другие родители? По опыту знаю, что нет.


М.Зубович: Если это принять на законодательном уровне, придется. Я же плачу за детсад, за питание в школе, за учебники. Если человек получает деньги, то и работает по-другому. И несет ответственность. В гипермаркетах почему-то хватает сотрудников, обеспечивающих безопасность и внутри, и на территории, а в школах - нет.


В.Пригодич: Я согласен, что, если специально наймут человека за оплату, это в какой-то степени сделает более безопасным тот или иной участок. Но это не решит в целом проблему. Ну чего, казалось бы, проще - купить ребенку фликер? Сколько аварий происходит именно в условиях плохой видимости! Школы фликеры постоянно требуют от родителей. Вплоть до того, что иногда просто приходится самому купить и выдать ребенку... Почему нельзя взять его за руку и провести по безопасному маршруту?


М.Зубович: Если единицу ввести официально, то мы получим должностное лицо, ответственность которого уже предусмотрена статьями закона. Например, чем вам не должность замдиректора школы по внутренней безопасности? Там ведь немало аспектов! И когда за них отвечают как бы все, то на поверку - никто. А если конкретный человек возьмется, то будет и следить, и брать на контроль острые вопросы. Записывать фамилии...


В.Пригодич: А как воздействовать на нерадивого родителя?


М.Зубович: Вот это уже совместно с педагогами. Зато он будет располагать объективной информацией по школе, инициировать решения такого рода проблем и нести ответственность.


Ю.Важник: Главное, о чем нельзя забывать: в основном машины у школы принадлежат вам же - родителям.


"СБ": Парадокс какой-то. Родители
негодуют по поводу столпотворения машин у школ, которое сами же и создают.


Ю.Важник: Был у меня в Мальме диалог с представителем мэрии. Смотрю, на улице, точь-в-точь как ул. Богдана Хмельницкого, где находится Дом прессы, нет ни одной машины. Спрашиваю, а где они? Может, во дворах? Он с ужасом ответил, что во дворах только дети гуляют. Оказывается, автомобили владельцы держат в гаражах под домом. За свои деньги проектируют их и строят. Причем под уже давно существующими зданиями. Понятно, что это очень дорого обходится. Но, как оказалось, хранить машину на улице еще дороже - доллар в час. А те, кому не по карману такие гаражи, просто пересели на велосипеды. Если ты хочешь иметь машину, прежде позаботься о том, где ты будешь ее ставить. Если негде, значит, нужно ездить на велосипеде. Вообще же, общую проблему безопасности стоит рассматривать с учетом особенностей каждой школы. Например, в старой школе выход прямо на дорогу, под колеса. В новой - другая ситуация. Надо разобраться, что может быть опасным для детей и что необходимо сделать, чтобы это устранить. Может быть, детей нужно немножко не так учить. Сейчас в школах нет профессионалов, обучающих безопасности на дорогах...


В.Пригодич: Есть. Но не так много, как хотелось бы.


Ю.Важник: Учителя занимаются тем делом, которому обучались в вузе. Нельзя обвинять завуча за то, что он не владеет в деталях, как обеспечить безопасность детей на дорогах. Должны быть межшкольные эксперты по безопасности движения. Их немного надо, человек десять на город.


В.Пригодич: Во дворце детей и молодежи работает центр "Безопасное детство". В каждом районе в учреждениях дополнительного образования тоже есть соответствующие специалисты. Естественно, нужно постепенно расширять их поле деятельности. Чтобы они готовили специалистов через систему дополнительного образования в школах. Тех же педагогов, классных руководителей, учителей основ безопасности и жизнедеятельности... Сегодня мы планируем введение дополнительного курса по безопасности дорожного движения для педагогических работников во время прохождения курсовой подготовки в Минском городском институте развития образования.


"СБ": А будет ли увеличено количество часов на ОБЖ?


В.Пригодич: Количество часов на учебные предметы утверждает не комитет, а министерство. Но почему и нет? Мы же как раз говорим о комплексном подходе к решению проблем. Думаю, следует уделить особое внимание вопросам детской безопасности (и не только дорожной) при подготовке специалистов и в педагогических вузах.


Ю.Важник: Помнятся уроки ОБЖ в прошлом: трудовик или военрук что-то такое рассказывает детям, что можно, а что нельзя. Эффекта от такой учебы мало. Западноевропейские специалисты уже давно доказали, что выделение отдельных часов под ОБЖ не дает нужного эффекта. Гораздо целесообразнее органично вплести подобные вопросы во все предметы. При изучении, например, электричества по физике нужно ввести в учебник главу о том, как оно опасно, как избежать несчастья, какие меры принимать в случае поражения током. Но самое главное, надо учить не столько детей, сколько родителей. По зарубежным данным, несчастные случаи происходят чаще не с теми детьми, которые не знают правил дорожного движения, поведения на дорогах, а, наоборот, с теми, кто изучал. Дело в том, что ребенок считает так. Раз в Правилах дорожного движения написано, что дядя-водитель в таких-то случаях обязан уступить дорогу, он обязательно уступит. А дядя-то, может, сидит за рулем в невменяемом от алкоголя состоянии. Родители же учат ребенка не верить, особенно водителям. Если горит зеленый свет, нужно все равно вертеть головой во все стороны. Если машина далеко - переходи. Если близко - лучше подожди, пока она не остановится или не проедет.


М.Зубович: Я своих детей учила правилам поведения на дороге именно так. Внушала, что за рулем сидят или пьяные, или полностью слепые водители. И когда я веду в сад моего 5-летнего сынишку, он сам смотрит по сторонам. Даже делает мне предупреждения, а перед проезжей частью застывает как вкопанный. Боится, когда близко проезжает машина.


"СБ": Кстати, знаем, что в детских садах для обучения ребятишек правилам дорожного движения организованы небольшие перекрестки со знаками.


Ю.Важник: Когда взрослый ведет ребенка за руку по улице, он рассказывает ему, что здесь "зебра" - переход для пешеходов, на зеленый свет светофора можно идти. Вот он город, живая картинка событий. И не нужно никаких площадок в детских садах!


Ю.Комиссаров: В школах тоже такие площадки есть. Но, как мне кажется, учеба на них не очень положительно сказывается на дальнейшем поведении детей на дорогах. Они эту площадку с маленького размера знаками, разметками воспринимают как игру. Причем игру на совершенно безопасной территории. Где о реальной угрозе ничего не говорит. Хотя, думаю, можно в определенном формате показывать детям средних классов, к чему приводят нарушения ПДД.


М.Банадык: Наверное, уже в каждой школе показали 15-минутные обучающие фильмы, которые мы снимали. Что касается знаков, то мне кажется, что ребенок все же должен иметь представление о них. Вообще, не могу не сказать, что за последние пять лет в учебный и воспитательный процесс привнесено очень много нового. Уголки безопасности единого образца. "Безопасная дорога в школу" - схема пути, расписанная до деталей в каждой школе. Интерактивная компьютерная программа по обучению детей ПДД и контролю знаний. "Азбука дорожного движения" для малышей. Но при этом я согласен с тем, что огромная роль в этом деле принадлежит мамам и папам. Ведь дети копируют в первую очередь их поведение. А оно должно быть образцом для подражания. Мы всегда после летних каникул рекомендуем родителям взять ребенка за руку, провести в школу и показать все опасные участки пути. И я считаю, все это положительно повлияло на статистику. Если раньше на дорогах в год гибли примерно 60 - 70 детей, то в этом году намного меньше - 26 детей погибли, 417 получили травмы различной степени тяжести.


Ю.Важник: Но вы обратите внимание, что к родителям не применяется никаких мер. Я имею в виду даже эту трагедию с гибелью школьника. Понесла ответственность Госавтоинспекция. Ее руководству указано на несоответствие, комитету по образованию. Смотришь комментарии в интернете: виноваты все, кроме родителей. А, на мой взгляд, именно эта ситуация могла бы стать толчком к какому-то родительскому общественному движению. Это ведь проблема не одной семьи, а всех нас!


М.Зубович: Только едва ли мамы и папы компетентны создавать условия и правила, которые реально обеспечат безопасность их детей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter