Интернетные просторы потрясает драматичная новость

Держите себя в рамках

О сплошной доступности
Недавно подруга, учительница со стажем, много лет отдающая все силы, чтобы сеять доброе и вечное, недоумевая, рассказывала: «Стою на балконе, внизу остановилась машина, из которой вышла мама с тремя детьми: двое постарше, лет 4 — 6, и младший ребенок на руках. Рядом на газоне растет красивый раскидистый куст, который по осени украшают белые ягоды. Выглядит просто великолепно. Дети увидели и тут же рванули к нему. Через секунду они уже яростно обрывали эти белые сережки, бросали их себе под ноги и растаптывали. Я растерялась... Кричать что–то с балкона? Вижу, женщина дверцу машины захлопнула и пошла к тем детям. Ну, думаю, слава богу, сейчас остановит маленьких вандалов. Но от дальнейшего я просто онемела. Она поставила малого ребенка на землю и указала ему: «Смотри, какие ягодки, ты их тоже рви и ножкой топчи, топчи...»

«Вот скажи, что это?» — спрашивала у меня подруга.

Что это? Откуда же мне знать, если даже опытнейший педагог приходит в замешательство. То, как сегодня трансформируется общество, дает богатейший материал для диссертаций сотен социологов, психологов и даже психиатров. Новые процессы идут в нарастающем и пока, кажется, практически неуправляемом режиме. Кто сегодня у нас массовые моральные авторитеты? Родители, бабушки–дедушки? Вместо ответа остается только тяжело вздохнуть. Школа, педагоги? К сожалению... Литература, искусство? Не смешите... Церковь? В рейтингах она держит высокое место, но каково ее реальное влияние... Общественные организации? Увольте...

Так где же он, социальный регулятор? Или, может, нам вообще больше не нужны никакие правила и ограничения?

В целом довольно милое развлечение молодежи последнего времени — фотографирование себя фотокамерой мобильного телефона, так называемое селфи. Однако и здесь вдруг начинаются странные эскапады. Интернетные просторы потрясает драматичная новость: ушлые хакеры вскрыли то, что вроде старательно пряталось от чужих глаз, в результате чего пред общественными очами появились личные, их еще теперь называют интимные, фото звезд, этих самых звезд компрометирующие, причем немало кадров выполнено самими же объектами компрометации, то есть речь идет о фотоселфи. И началось: а–я–яй, трам–тара–рам... Появились публикации с рекомендациями, как покрепче запирать свои интернет–ящики и «шуфлядки»: используйте программы такие–то, производите манипуляции такие–то. Лишь в конце, последним пунктом: не храните сомнительные фото в компьютере.

Послушайте, вам не кажется, что последний пункт правильнее ставить сверху над всеми остальными? А еще лучше главным сделать пункт примерно следующего содержания: попробуйте не фотографировать себя, когда моетесь в душе или отходите от слишком бурно проведенной вечеринки. Какую такую неземную красоту рассчитываете увидеть в кадре в такой момент? И почему всполошились, попав на «широкий экран» после того, как фактически своими руками отдали «шедевральные» кадры во «всемирную паутину»? Ну ладно скромный простой смертный — хочется ему выбраться из скучной повседневности и заполучить свою минуту славы, хоть какую. Но звезды! И тоже, нате вам: сам себе не только режиссер, но и папарацци! А теперь еще хотят отсудить у интернет–портала за такое pablicity 100.000.000 у.е.

Наступило время сплошной... нет, не открытости, — доступности. Впечатление, что снимаются практически все барьеры, в том числе и в поведении людей. В результате то, что еще вчера считалось воспитанностью и хорошими манерами, быстро превращается в анахронизм и агрессивно осмеивается. То, что многими поколениями оценивалось как неуважение к окружающим, распущенность и хамство, ныне классифицируется по разряду личной свободы, и тогда получаем: «топчи, топчи их...» Но если некто не придерживается никаких рамок и установок в социуме, почему остальные в отношении этого индивида должны вести себя по–другому?

...У меня хранится автопортрет моей бабушки, нарисованный ею несколькими цветными карандашами по отражению в зеркале, — такое селфи более чем полувековой давности. Как мне кажется, она сумела передать в рисунке и свой слегка смеющийся взгляд, и едва заметно тронувшую губы улыбку. Видно, тоже шутила над собой. Но и в страшном сне не могу представить, чтобы ее шутки громоздились вокруг различного рода неглиже и уж тем паче вокруг унитазов, вульгарных поз и жестов. Нет, конечно, и в XIX веке смеялись над упавшими штанами клоуна в цирке. Но у того клоуна штаны почему–то падали... пристойно. Может, потому что под ними оказывались еще одни, только в другой цветочек или горошек. Ну а что, скорее всего, мы увидим в таком номере сегодня? Думаю, сами знаете... Вам это нравится?

Кстати, как по мне, так те 100.000.000 у.е. надо требовать с самих «звезд без штанов», чтобы не засоряли пространство.

ulitenok@sb.by

Советская Белоруссия №198 (24579). Четверг, 16 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter