Деревянные лавры Лавришевской обители

Пинские  спасатели  проложили  мост  к  древнейшему  монастырю  Беларуси

Пинские  спасатели  проложили  мост  к  древнейшему  монастырю  Беларуси.  Он  открывается  сегодня

По легенде, этот монастырь пережил реку, возле  которой был заложен. В 1225 году на левом берегу Немана его основал преподобный Елисей Лавришевский, сын литовского князя Тройната. В XVI веке знаменитый центр белорусского летописания, в котором была и собственная школа, и богатая библиотека, оказался уже на правом берегу реки в окружении непроходимых болот. Неман коварно изменил русло, сыграв злую шутку с монахами-отшельниками. Впоследствии лавра будет упразднена, возродится, снова угаснет и простоит заброшенной 90 с лишним лет… Ее третье возрождение началось 12 лет назад. Никто и подумать не мог, что помехой благому делу может стать обычный мост.

Итак, справа – мужской Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь. Слева – небольшая деревенька Гнесичи Новогрудского района с 300 жителями.  Посередине – река с быстрым течением, которую не объехать, не обойти: переправы в округе нет. А что же мост? Мост-то есть, но держится он только с Божьей помощью. Конструкция наплавная, на обоих берегах Немана — столбы, между ними – тросы. Несколько раз всю эту инженерию уже срывало, ломало и сносило вниз. Насилу словили. В последние годы мост и вовсе перешел в разряд аварийных: только придет весна – скрывается под водой. В итоге паломники и местные не могут переправиться на тот берег реки. А если снега зимой много, то по­стройки монастыря в марте—апреле вообще плавают в воде: продукты десяти насельникам привозят на лодке.

Интересно, можно ли перевезти в лодке все стройматериалы для будущего Дома милосердия, фундамент которого здесь заложили еще в прошлом году? До активной фазы строительства – пару недель. Сроки поджимают. Поэтому епархия обратилась в Пинский центр Республиканского отряда спецназначения МЧС.    

— Для начала выбрали нужную породу дерева под опоры: преимущественно ель и сосну, которые высушили и затем покрыли специальным составом от гниения. Всего под сваи будущего моста было заготовлено 180 бревен. В итоге он получился 60 метров в длину, 5 – в ширину и 3 – в высоту. Грузоподъемность впечатляющая – 60 тонн: теперь здесь сможет пройти не то что грузовик – 2 современных танка в полном снаряжении! – рассказывает «Р» Олег Вакулич, инспектор группы идеологической работы и кадрового обеспечения Пинского центра РОСН. – Возведение началось 18 марта. Завершить все работы планировали к Пасхе. А получилось на 2 недели раньше. На освящение новостроя приглашены представители духовенства. 

Шестнадцать дней возле деревни Гнесичи без выходных и перерывов работали 15 специалистов центра. Забивать сваи и прогоны приходилось стоя в холодной воде. В течении… Без мостостроительного комплекта, лодок, бензопил и переносных электростанций спасателям пришлось бы туго.  

— У нас есть давняя традиция: когда мост уже крепко «стоит на ногах», по нему обязательно прогоняют вперед-назад всю участвовавшую в строительстве технику. Сами же строители в этот момент стоят под мостом и проверяют его несущую способность. Дело это во всех смыслах ответственное, поэтому качество для нас — прежде всего, — говорит Олег Вакулич. – Обычно стройку завершает большой сельский праздник: люди рады, что их мучения закончились. Больше не надо искать объезд, идти вброд или садиться на весла. Под ногами гулко звенит новое дерево.       

Кстати

С 2002 года Пинский центр РОСН МЧС построил 10 деревянных и комбинированных мостов в Гомельской, Брестской и Гродненской областях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter