В Брестском районе сельчанину предложили разработать проект застройки части деревни, чтобы сохранить свой участок

Деревне стало тесно

От Бреста до тихой деревушки Бердичи, спрятавшейся в 10 километрах от шумной трассы, ведет хорошая дорога. Иметь свой дом в Бердичах — мечта бесквартирного горожанина. Сегодня очередь из желающих здесь построиться — почти две сотни человек. У Сергея Тричика дом в Бердичах есть. Унаследовал в 1995 году. Однако с весны нынешнего года у него одна забота — оформить дедовский участок и сохранить его целостность.


Эта земля заросла сорняками, а здесь могла бы быть дорога...

Сергей Николаевич показывает мне свои владения по улице Центральной:

— Вот вековые дуб и липа, сухой тополь, который разбила молния, старый сад. Мы с супругой переехали сюда жить из Бреста. Облагородим столетний дом, возьмемся за наведение порядка на участке. За мной числится почти 28 соток, и эти данные есть в хозяйственной книге Чернинского сельисполкома. Но сейчас у меня хотят забрать часть земли для строительства дороги.


Сергей Тричик готов бороться за каждый метр дедовской земли.

В марте 2016 года Сергей Николаевич отнес в сельсовет заявление с просьбой оформить участок в пожизненное пользование:

— Землеустроитель Сергей Октысюк заявил, что его границы будут изменены. Причины назывались разные. В мае я услышал окончательный вердикт: через мой надел будет проходить сельская дорога, так как нет подъезда к одному из участков, которые сельисполком хочет продать.

В 2012 году решением Брестского облисполкома деревня Бердичи и еще 6 деревень Чернинского сельисполкома отнесены к пригородной зоне Бреста. В общем, если бы дед оставил Сергею Тричику дом в глухой деревне, никаких вопросов бы не возникло. Но тут — пригород. Охочих до земли много.

В пункте 7 президентского Указа 2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» сказано, что документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные до 1 февраля 2006 года, являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. Но, кроме техпаспорта 1995 года, у Сергея Тричика правоудостоверяющих документов на земельный участок для обслуживания жилого дома не было и до сих пор нет. Раньше оформлять не спешил, а сейчас не может. Согласно Кодексу о земле он вправе получить в пожизненное наследуемое владение до 25 соток. Хозяин соглашается, тем более что и земельный налог он с 2002 года исправно платил за 25 соток.

Сергей Николаевич показывает, что у него останется, если заберут 20 метров по ширине участка:

— На оставшихся 10 метрах я не смогу построить гараж. Мне еще один вариант предложили — отрезать 8 метров по длине участка. Тогда дорога пойдет между мной и соседом. Однако я не понимаю, почему в деревне, где живут более 200 человек, именно меня решили ужать. Почему не сделать дорогу за моим забором — через заросшую сорняками обочину, принадлежащую местному хозяйству? Почему в свое время при оформлении границ населенного пункта линию провели по заборам? Не думали, что это пригород, что деревня будет строиться и нужна будет еще одна дорога.

На один вопрос есть ответ: процедура изъятия сельскохозяйственных земель довольно сложная, и вряд ли сельисполком ее осилит. Если СПК «Молодая гвардия» и дальше не будет обращать внимания на сорняки в человеческий рост на своей земле, местная власть все равно не сможет ее забрать.

Нет средств на изменение границ деревни — значит, надо взыскать с тех, кто утверждал эти границы, не предусмотрев дорог, считает Сергей Тричик:

— Участки, к которым сельисполком хочет сделать дорогу, сформированы в 1993 году. Подъезда нет только к одному. Но почему я должен страдать? Пишу письма во все инстанции, а ответ один: «Ваше утверждение о покушении на вашу собственность ничем не обосновано и не подтверждено». Как это понимать? А начальник землеустроительной службы Брестского района Сергей Гульцов в ответ на мое письмо вообще посоветовал обратиться в архитектурное бюро района за разработкой проекта застройки части территории населенного пункта Бердичи. Считаю это насмешкой...

Председатель Чернинского сельисполкома Анатолий Манько претензии Сергея Тричика не одобряет. Он считает, что сейчас на первый план нужно ставить вопрос рационального использования земель в границах населенных пунктов:

— В 8 из 16 деревень, расположенных на территории сельсовета, земля должна продаваться на аукционе. Сейчас наша очередь на получение и покупку участков — более 800 человек, около 200 человек желают строиться в Бердичах. Мы никому не отказываем в постановке на учет, но где взять землю? Менять границы населенных пунктов — дорого, мы проводим уплотнение. Последний квартал застройки был разработан в 2013 году. Сейчас на аукцион выставлены 2 участка.

А Сергей Тричик решил твердо бороться за дедовское наследство. За дуб, за липу, за старые яблони, сливы и недавно посаженные ели. Он не желает уплотняться и ужиматься только потому, что кто–то когда–то не думал о будущем деревни.

Компетентно

Александр Кулич, старший помощник прокурора Брестской области:

— Во время проверок соблюдения законодательства о земле в населенных пунктах, прилегающих к областному центру и райцентрам, прокуроры чаще всего выявляют нарушения, связанные с неиспользованием земельных участков по целевому назначению: многие наделы в дачных товариществах, а иногда и в зоне усадебной застройки годами простаивают и зарастают сорняками. Отдельные землепользователи игнорируют требования о содержании своих участков в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Реже выявляются факты самовольного захвата земли и самовольного строительства. А в ситуациях, как в Брестском районе, надо руководствоваться президентским Указом № 667, который предусматривает процедуру оформления правоустанавливающих документов на землю. Там прописан порядок рассмотрения земельных споров в случае возникновения их у землепользователя.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 245 (25127). Среда, 21 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter