Увы, демографическая ситуация на селе диктует свои законы: одни школы закрываются, другие укрупняются, туда подвозят ребят из ближайших населенных пунктов. Конечно, школа школе рознь, многие из них нуждаются в ремонте, а то и более современном оборудовании. Процесс идет, но не всегда так быстро, как хотелось бы, ведь средства на это выделяются из местных бюджетов. Похоже, совсем скоро во многих регионах проблема получит централизованное решение. Речь идет сразу о 150 школах.
Как рассказал заместитель министра образования Сергей Рудый, это станет возможным в рамках гранта «Укрепление системы доказательно-обоснованного формирования политики для реформирования сектора образования в Республике Беларусь» на общую сумму $ 340 тыс. По словам Сергея Рудого, этот процесс будет достаточно стремительным, а главное, централизованным. «Конечно, проблема была бы решена в любом случае. Но этот вопрос лег бы на плечи руководства районов, — говорит он. — Полученные от Всемирного банка средства освободят их от этой заботы, позволяя сконцентрировать усилия на других проблемных точках. Планируем, что реконструкция будет завершена в течение трех-четырех лет».
Впрочем, направлений, на которые планируется потратить средства гранта, гораздо больше. Другой не менее важный вопрос – мониторинг качества образования. Конечно, это не означает, что в нашей стране он не ведется: ежегодно эту задачу выполняет Национальный институт образования. В 2018 году Беларусь присоединится к одной из самых известных международных систем — PISA (Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста).
Почему PISA? Наверное, потому, что система оценивает не просто уровень знаний школьника, а знания с учетом их практико-ориентированности. Или, иными словами, насколько они пригодились молодому человеку в жизни.
Если о первых двух проектах можно пока говорить в будущем времени, есть еще один, реализация которого уже начата в 35 школах. Часть средств гранта будет потрачена на изучение опыта по внедрению нормативного финансирования, действующего по принципу «Деньги следуют за учеником», когда средства из бюджета выделяются в зависимости от количества обучающихся. По результатам эксперимента этого года, говорит Сергей Рудый, вполне возможно, с 2016 года мы перейдем к такому порядку финансирования в целом по стране.
Говоря о принципах выбора направлений для сотрудничества со Всемирным банком, Сергей Рудый отмечает: это не столько проблемные точки, сколько направления, которые нам нужно изучить. А еще работа со Всемирным банком дает нашей стране возможность получить доступ к лучшему мировому опыту, помощи лучших экспертов.
На этом сотрудничество не завершится. Напротив, финансовая организация заявила о намерении выделить около $ 50 млн. для сектора образования Беларуси. А если будет заметен существенный результат, сумма может увеличиться.
Вера АРТЭАГА
veraart14@mail.ru