Проблема наполняемости школ во многих регионах получит центра­лизованное решение

Деньги следуют за учеником

Увы, демографическая ситуация на селе диктует свои законы: одни школы закрываются, другие укрупняются, туда подвозят ребят из ближайших населенных пунктов. Конечно, школа школе рознь, многие из них нуждаются в ремонте, а то и более современном оборудовании. Процесс идет, но не всегда так быстро, как хотелось бы, ведь средства на это выделяются из местных бюджетов. Похоже, совсем скоро во многих регионах проблема получит центра­лизованное решение. Речь идет сразу о 150 школах.

Как рассказал заместитель министра образования Сергей Рудый, это станет возможным в рамках гранта «Укрепление системы доказательно-обоснованного формирования политики для реформирования сектора образования в Республике Беларусь» на общую сумму $ 340 тыс. По словам Сергея Рудого, этот процесс будет достаточно стремительным, а главное, централизованным. «Конечно, проблема была бы решена в любом случае. Но этот вопрос лег бы на плечи руководства районов, — говорит он. — Полученные от Всемирного банка средства освободят их от этой заботы, позволяя сконцентрировать усилия на других проблемных точках. Планируем, что реконструкция будет завершена в течение трех-четырех лет». 

Впрочем, направлений, на которые планируется потратить средства гранта, гораздо больше. Другой не менее важный вопрос – мониторинг качества образования. Конечно, это не означает, что в нашей стране он не ведется: ежегодно эту задачу выполняет Национальный институт образования. В 2018 году Беларусь присоединится к одной из самых известных международных систем — PISA (Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста). 

Почему PISA? Наверное, потому, что система оценивает не просто уровень знаний школьника, а знания с учетом их практико-ориентированности. Или, иными словами, насколько они пригодились молодому человеку в жизни. 

Если о первых двух проектах можно пока говорить в будущем времени, есть еще один, реализация которого уже начата в 35 школах. Часть средств гранта будет потрачена на изучение опыта по внедрению нормативного финансирования, действующего по принципу «Деньги следуют за учеником», когда средства из бюджета выделяются в зависимости от количества обучающихся. По результатам эксперимента этого года, говорит Сергей Рудый, вполне возможно, с 2016 года мы перейдем к такому порядку финансирования в целом по стране.

Говоря о принципах выбора направлений для сотрудничества со Всемирным банком, Сергей Рудый отмечает: это не столько проблемные точки, сколько направления, которые нам нужно изучить. А еще работа со Всемирным банком дает нашей стране возможность получить доступ к лучшему мировому опыту, помощи лучших экспертов. 

На этом сотрудничество не завершится. Напротив, финансовая организация заявила о намерении выделить около $ 50 млн. для сектора образования Беларуси. А если будет заметен существенный результат, сумма может увеличиться.

Вера АРТЭАГА

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter