До недавнего времени судьба классической музыки как наименее демократичного из искусств напрямую зависела только от государственной поддержки: ее почитатели - люди, как правило, небогатые, и концерты, естественно, за счет продажи билетов не окупались. Так было вчера. Сегодня же Белгосфилармония старается самостоятельно заработать средства на свое развитие. Хотя, казалось бы, симфония денег не может зазвучать в этих стенах по определению.
Но взяв на вооружение законы, по которым работает шоу-бизнес, филармония занялась деятельностью по привлечению "денежного" слушателя.
В первую очередь сделали ставку на имена. Начали с джазовых знаменитостей. Через 15 лет после своего последнего визита Минск снова посетил легендарный Лундстрем. Совсем недавно к радости не только поклонников джаза в зале филармонии выступал не менее прославленный Рик Абао (билеты, к слову, стоили от 8 до 25 тысяч). Бардовский концерт любимой многими Жанны Бичевской тоже проходил в коммерческом формате - то есть цены на билеты филармония устанавливала самостоятельно. На каждом имени филармония заработала от 1 до 2 млн. рублей. В отечественной валюте, правда, но это тоже солидно. Часть прибыли, кстати, была получена за сдачу зала в аренду - на сотрудничество с независимыми продюсерами филармония теперь тоже идет охотно. Но только в том случае, когда те приглашают звезд, чье творчество в стенах филармонии будет уместным.
Одновременно Белгосфилармония активно занялась рекламой, наладив сотрудничество с радио и ТВ. План-максимум - "раскручивание" собственных звезд, на чьих концертах со временем тоже можно было бы зарабатывать. Потенциал ведь у нас неплохой: за рубежом белорусские музыканты выступают с неизменным успехом, но на родине об этом мало кто знает - рекламы почти никакой. Хотя фактов, свидетельствующих о действительно мировом уровне нашего исполнительского искусства, предостаточно. К примеру, приглашенная дирижер Карен Никсон-Лайн (между прочим, родственница "того самого" Никсона) так увлечена симфоническим оркестром Белгосфилармонии, что навещает Беларусь 17 раз в году, чтобы с ним поработать. Хотя, как любая американка, деньги считать умеет...
"Ноу-хау" - проект под названием "Личный абонемент детской музыкальной школы". Тоже весьма прибыльное предприятие. Распространяя билеты на свои концерты в престижном здании филармонии, музыкальные школы, как правило, обеспечивают полные залы восторженных мам и бабушек. Полный зал - хороший доход. Концерты, не пользующиеся у публики спросом, теперь не проводятся вообще. И уже в новом концертном сезоне филармония собирается пригласить звезду уровня Спивакова, рассчитывая к тому времени накопить для этого достаточную сумму к удовольствию своему, зрителей и министра культуры Л.Гуляко....
Деньги симфонию не испортят
До недавнего времени судьба классической музыки как наименее демократичного из искусств напрямую зависела только от государственной поддержки.