Тревожный фактор: мировая экономика все больше перестраивается на военные рельсы

Деньги не пахнут

Мировое противостояние однозначно затягивается. Видимо, надолго и всерьез. Сама по себе военно-политическая обстановка настораживает. Повышается градус напряженности во многих точках мира. Замороженные конфликты один за другим перерастают в противостояние и трансформируются в горячие точки. Но тревожит еще один тренд: мировая экономика движется по треку милитаризации. Производство и продажа вооружения и военной техники, товаров двойного назначения всегда играли достаточно важную роль и в государственном, и коммерческом секторах во многих государствах. Но сегодня эта отрасль — чуть ли не двигатель экономики некоторых государств. Спрос на военные товары порождает инвестиции в эти отрасли, расширение производства. И к геополитическому разладу добавляется серьезный финансово-экономический интерес. Увы, мировой конфликт становится самодостаточным и самовоспроизводящимся. Милитаризировать экономику — непростая задача, но еще более сложная — вернуть ее на мирные рельсы. И без значимых потерь это не получается.



Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Расходы (стран Запада. — Прим. ред.) на вооружение растут невиданными темпами и достигают ужасающих величин. Правительства стран — членов НАТО, подстрекаемые Вашингтоном, охотно тратят миллиарды на якобы растущую угрозу с Востока, при этом стимулируя военно-промышленный комплекс США. Все это происходит на фоне озабоченных высказываний отдельных представителей этих же стран о надвигающихся проблемах в области глобальной продо-вольственной, энергетической и прочей безопасности.

На саммите ОДКБ в Ереване, 23 ноября 2022 года.

Милитаризация всех стран

В прошлом году в мировом масштабе расходы на вооружение выросли на 23 процента и побили рекорд со времен холодной войны, превысив 2,2 триллиона долларов. Это почти 2,5 процента мирового ВВП.
Правда, экспорт оружия показал отрицательную динамику где-то на 4 процента. Но этот факт не должен вводить в заблуждение.

Во-первых, производство вооружения значительно просело во время пандемийных ограничений из-за разрыва цепочек поставок и других факторов. И в прошлом году производство еще восстанавливалось. Но в доковидный период отрасль демонстрировала устойчивый рост. В 2017 — 2021 годах поставки оружия по всему миру выросли на 4,6 процента по сравнению с предыдущей пятилеткой. Глобальные военные расходы тоже росли последние семь лет.

Во-вторых, у производителей техники и боеприпасов сместились приоритеты. И в ряде случаев поставки для собственных нужд превалировали над экспортом. В частности, у России, которая хотя и занимает вторую строчку в поставках на мировой рынок военной продукции, но в 2022 году по понятным причинам значительно сократила поставки. Зато США их, наоборот, нарастили. И увеличили свою долю на рынке до 45 процентов. А ведь в 2013 — 2017 годах Штаты занимали только 33 процента рынка. Рекорд со времен распада Советского Союза, когда поставки из СССР резко сократились.
В целом же эксперты отмечают: спрос на вооружение только растет. А единственная проблема мирового ВПК — увеличение мощностей. От потребителей в условиях геополитической ситуации отбоя нет.
Лидером по потреблению продукции ВПК остаются страны Персидского залива. На третье место в мире вышла Украина. Но если в прошлом десятилетии крупным покупателем выступали страны Азиатского и Тихоокеанского регионов, то сейчас акцент смещается в сторону европейских государств. Им же отдают приоритет и профильные международные корпорации, перераспределяя поставки в пользу натовских партнеров, отодвигая выполнение заказов для остальных покупателей.

Пушки вместо масла

Конфликт в Украине существенно повысил спрос как на вооружение, так и на боеприпасы. И сегодня компании военно-промышленной отрасли и производства товаров двойного назначения демонстрируют одни из лучших финансово-экономических результатов на рынке. Недавно крупные компании отчитались о своих прибылях, которые значительно выросли. И прогнозы у их руководителей только позитивные. Тем более что война Израиля и ХАМАС лишь подтолкнет спрос. В частности, корпорации Lockheed, General Dynamics и RTX на днях заявили, что их финансовые результаты превзошли все ожидания.

«Мы очень быстро перешли от производства 14 тысяч артиллерийских снарядов в месяц до 20 тысяч. Мы работаем с опережением графика, чтобы увеличить производственную мощность до 85 тысяч и даже 100 тысяч снарядов в месяц», — отметил финансовый директор General Dynamic Джейсон Эйкен во время разговора с аналитиками Уолл-стрит на прошлой неделе. «И я думаю, что ситуация в Израиле усилит давление на спрос», — добавил он.
Подразделение боевых систем корпорации увеличило выручку почти на 25 процентов за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2022‑го. Компания RTX, которая выпускает ракеты AMRAAM, также похвасталась финансистам с Уолл-стрит, что с февраля 2022 года получили дополнительных заказов на 3 миллиарда долларов.
И корпорация ожидает новых больших контрактов. Фиксируют повышенные прибыли производители оружия и за пределами США. Шведский Saab повысил прогноз продаж на весь прошлый год. Немецкая корпорация Rheinmetall также сообщила о росте прибыли в третьем квартале.

Перечислять финансовые успехи военной промышленности по всему свету можно достаточно долго. Кстати, почти половина лидирующих компаний родом из США. И сегодня корпорации, у которых есть «боевые» подразделения, являются одними из самых привлекательных для инвесторов. В их сторону разворачиваются и биржевые котировки. Значит, круг бенефициаров милитаризации постепенно и неуклонно расширяется. К этому еще необходимо добавить интерес финансового сектора, который выдает займы и кредиты на производство, покупку вооружения.
Наблюдается еще одна тревожная тенденция: вооружения начинают производиться в ущерб гражданской продукции. Получается, что рост мирового ВПК дает не «чистый» плюс экономики, а заместительный.
«Честно говоря, цепочка поставок сохраняется, но она сохраняется, что называется, хрупкой», — заявил Джейсон Эйкен во время телеконференции с воротилами с Уолл-стрит. Дело в том, что корпорация в угоду увеличения производства артиллерийских систем, танков, бронетехники, ракет и снарядов снизила свой прогноз по поставкам бизнес-джетов в 2023 году. «Я не думаю, что в обозримом будущем мы вернемся к тому, что мы видели до пандемии», — отметил Джейсон. В данном случае имея в виду достижения в выпуске гражданских лайнеров.

Корпорация Lockheed также заявила о дефиците некоторых видов сырья и комплектующих, а также нехватке квалифицированной рабочей силы. Истребители F-25 должны принести компании в течение ближайших двух лет около 50 миллиардов долларов выручки. Поэтому другие заказы, в частности, по линии аэронафтики отходят на задний план: выполнение заказов по гражданской тематике смещается во времени.
Другими словами, начинает срабатывать знаменитая формула: пушки вместо масла. Точнее, пока не масла, а гражданской техники и продукции. Но если так пойдет и дальше, то милитаризация, по крайней мере в западном полушарии, может сказаться и на продуктах питания.

Болезни военного противостояния

Мир однозначно перегрелся многочисленными противоречиями. К сожалению, они из дипломатической плоскости стремительно переходят в горячую фазу. Несомненно, во многих конфликтах присутствуют объективные и субъективные факторы. Возможно, не всегда можно напрямую обвинять Запад (коллективный или кого-то из отдельных государств) в инициировании конфликтов. Однако признаемся: учитывая, что США и ЕС претендовали на мировое лидерство, то независимо от обстоятельств часть ответственности лежит на них. Как минимум часть.


На самом деле напряженность стала витать в планетарном воздухе еще в прошлом десятилетии. И градус конфронтации постоянно повышался. Однако приходится констатировать: главным выгодополучателем от сложившегося международного пасьянса являются США. В меньшей степени Франция и Германия.
Вашингтон не отказался от продвижения ни демократии, ни либеральных ценностей по всему миру. Но действует теперь по формуле не Вильсона, а Гамильтона. Первая предполагала активное участие США в мировых делах, выступлении в качестве арбитра. В том числе и с оружием в руках. Вторая версия внешней политики предполагает всеобъемлющую помощь всем дружественным Вашингтону силам: деньгами, оружием, дипломатией — всем чем угодно, но без прямой вооруженной поддержки. Последним переходным аккордом был уход США из Афганистана. Между тем поддержка союзников (старых и новых) по поставкам вооружения и финансовой помощи значительно возросли.

Как и доходы от поставок вооружения. Сегодня физическое обеспечение суверенитета — приоритет национальной безопасности для большинства государств. Соответственно, и расходы на оборону растут по всему миру. И немало этих средств оседает на счетах американских компаний. Фактически военно-промышленный комплекс становится одной из ведущих отраслей США. За счет наращивания экспортных поставок Белый дом решает также проблему и собственного перевооружения, разгоняя оборонные мощности за чужой счет.
Не надо забывать, что оружейный рынок является не простой коммерцией, а фактором большой политики. Страны — получатели военной техники так или иначе попадают в зависимость от поставщика, который должен обеспечивать их запасными частями, обслуживанием, боеприпасами. И этот факт — значимый козырь при формировании внешней политики.
Однако при всех выгодах чрезмерное увлечение милитаризацией экономики влечет для Штатов и угрозы, причем системные. Сегодня мы наблюдаем перетекание квалифицированных трудовых ресурсов из гражданского в военно-промышленный сектор. Да, приличная часть военной продукции уходит на экспорт. Но вопрос в другом: на вырученные средства смогут ли США (учитывая свою санкционную политику) закупить необходимые их рынку потребительские товары?
Не станет ли гонка вооружений причиной раскручивания американской инфляции? Значительный риск присутствует, причем системный. Раскручивание военного производства — непростая задача. Но еще более сложная — вернуть промышленность на гражданские рельсы. Конверсия — дорогое удовольствие. И в этом разрезе уроки холодной войны оказались невыученными.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter