Деньги любят тишину

Любопытную информацию распространил на днях "Интерфакс".
Любопытную информацию распространил на днях "Интерфакс". На сессии Витебского облсовета начальник главного управления Нацбанка по Витебской области Вера Неделько высказывала озабоченность развитием тенденции роста выпуска денег в обращение. За 5 месяцев 2001 года учреждениями банков в области выдано в 2,4 раза наличности больше, нежели за аналогичный период прошлого года. В то же время реальный рост доходов за тот же период составил лишь 23 процента, а инфляция выросла в 1,8 раза. Предложенная банкиром схема исправления ситуации - максимально сократить выдачи денег и увеличить объем привлечения наличности - может показаться по меньшей мере упрощенной. Однако причины, приведшие к настораживающей ситуации, заслуживают особого внимания. Тем более что они характерны не только для отдельно взятой области, но и для всей экономики страны в целом.

У отечественных субъектов хозяйствования все отчетливее проявляется нехватка средств на обеспечение заданий по повышению заработной платы. Единственный выход в данной ситуации они видят в кредитовании для выплаты заработка людям. С вступлением в силу новых правил кредитования такая возможность сильно сокращается. Напомним, что на зарплату кредиты теперь даются на срок не более 2 месяцев и без права пролонгации. Однако и без этого белорусские банки все неохотнее дают деньги отечественному реальному сектору.

Вера Неделько отмечает, что далеко не во всех отраслях заработная плата увязана с реальной работой предприятий. В области почти 60 процентов общего объема зарплаты выдается за счет кредитных ресурсов. А это уже симптом, свидетельствующий в первую очередь о том, что проблема дефицита оборотных средств у отечественных предприятий за последние месяцы лишь усугубилась.

Подтверждением тому и значительный рост количества убыточных предприятий. Этот показатель уже перевалил за треть от общего количества субъектов хозяйствования в республике. Стоит ли при этом удивляться, что отечественные предприятия испытывают серьезные трудности при погашении процентов по полученным кредитам. В результате в той же Витебской области при общем росте кредитных вложений на 1 июня в 2,7 раза количество невозвращенных кредитов выросло в 6,5 раза и составляет 13,5 процента общего объема кредитования по области. В целом же в республике по итогам I квартала доля сомнительных и просроченных кредитов приблизилась к 10 процентам.

Трудно не согласиться с Верой Неделько в том, что меры по повышению зарплаты должны приниматься только с учетом реального увеличения объемов производства. В Витебской же области с этим потенциалом очень сложно. В сопоставимых ценах выпуск продукции в сравнении с прошлым годом ниже на 2,6 процента. Количество убыточных предприятий выросло на 28 процентов и достигло 916. Это более половины всех предприятий области. Почти 52 процента производимой в месяц продукции остается на складах. Последнее соотношение в целом по республике выглядит еще печальнее. Запасы товаров составляют более 64 процентов среднемесячного совокупного объема производства отечественных предприятий.

Симптоматичным выглядит то, что производственный цейтнот заставляет банки принимать достаточно жесткие решения. Недавно один из крупнейших белорусских банков Приорбанк объявил о вынужденном приостановлении кредитования финансово неустойчивых предприятий. В интервью "Интерфаксу" член правления банка Валентин Терещев говорил, что кредитование отечественной промышленности стало достаточно рискованным из-за ее финансового состояния. При этом он отмечал, что возобновление кредитования предприятий в прежнем объеме станет возможным лишь тогда, когда они начнут успешно продавать свою продукцию и избавятся от излишков на складах.

Мотив банка ясен: глупо давать деньги, заведомо зная, что они не вернутся. В противном случае тонущие предприятия потянут за собой и банковскую систему, в результате чего обескровится в итоге вся экономика. Можно понять и промышленников: заимствования со стороны при отсутствии собственных оборотных средств - единственный способ более-менее поддерживать жизнь предприятий. Но есть ли в этом смысл, если более половины продукции остается на складах? Может сложиться впечатление, что отечественный реальный сектор все больше обретает функции социального института, призванного обеспечивать материальными благами работников и все больше теряющего возможности для этого зарабатывать... В любом случае очевидно: собственный ресурс промышленности небезграничен. Каков запас его прочности, станет ясно после подведения итогов работы экономики страны в первом полугодии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter