Дельталет идет на посадку

В Кобрине Брестской области появилось общественное объединение «Пятый океан». Его основатели — любители сверхлегкой авиации, с детства влюбленные в небо. Для путешествий на дельталетах они даже арендовали взлетную полосу вблизи Кобрина. Но разговор с корреспондентом «Р» шел не о пейзажах с высоты птичьего полета. Каждый раз после полетов на своих быстрокрылых птицах ребята обсуждают одну и ту же проблему: этот вид спорта умирает. У них нет преемников.  


Дельталет — очень простой в управлении летательный аппарат. Садишься в корзину, почти как в детской прогулочной коляске, берешься за ручку, которая напоминает металлическую застежку в карусели «Ромашка», заводишь мотор. И полетел. Обуздать «летающее крыло» под силу любому. А боязнь высоты проходит в первые воздушные минуты. Очарование силуэтами лесов-рек-полей настолько глубокое, что желание спускаться на землю быстро проходит. Небо на многое открывает глаза. Даже пятиминутного полета хватает, чтобы увидеть мир по-другому. 

Анатолий Карпович, Андрей Кошкин, Юрий Лавринюк и Дмитрий Череватов это знают давно. Кому-то из них под сорок, кому-то уже за. Но авиация для покорителей пятого океана  — не пустой звук, а солидная часть жизни. Например, отец Димы был военным летчиком, а Юра сам летал на вертолете, когда служил в армии. Но не только это подливает азарта в огонь их увлечения. Чтобы понять законы, удерживающие искусственную птицу в воздухе, будучи подростками, они посещали авиационные секции во внешкольных учреждениях образования. Позже — клуб для поклонников сверхлегкой авиации.

Еще десять лет назад было в Кобрине «специализированное место» для любителей сверхлегкой авиации. Дельталетная секция при местном отделении ДОСААФ, которая держалась на энтузиазме бывших военных летчиков Владимира Острового и Петра Васильева. В Кобрине ведь некогда был и военный аэродром. Сейчас его территория отдана под индивидуальную застройку.

В начале 1990-х еще один неравнодушный военный летчик-пенсионер Валерий Дурбайлов закупил с дюжину мотодельтапланов. Была у него мечта превратить 50-тысячный город в столицу сверхлегкой авиации. Фестивали, клуб, обучение молодежи, коммерческие полеты. Судьба распорядилась иначе: Валерий Павлович ушел из жизни. Вслед за ним — Петр Васильев и Владимир Островой. В общем, не стало всех учителей ребят — основателей «Пятого океана». Сверхлегкая авиация Кобрина осталась без мудрых и опытных наставников. Дельталеты «разлетелись» кто куда. Два из них приобрели будущие члены «Пятого океана». Думали ли они всерьез продолжить дело Васильева и Дурбайлова? Нет. Каждый имел гражданскую профессию, семью, детей и мог позволить себе заниматься малой авиацией на уровне хобби. Взять на себя ответственность организовать клуб по интересам — об этом речь не велась.

Совершать полеты можно в любое время года.

Ребята арендовали для себя взлетную полосу, построили ангар для дельталетов. Полеты стали постоянными, с привязкой к конкретному месту. Но вот парадокс: зная, кто и где летает, никто из местных не проявлял инициативу присоединиться. Ладно взрослые, у них куча экономических отговорок. Равнодушны дети — те, кто, казалось бы, должен пищать от удовольствия, когда стрекочущее чудо летит над головой. 

В Кобрине никогда не было кружков, где бы детям рассказывали о сверхлегкой авиации. Не было их и в Брестской области. Чтобы узнать о летательных аппаратах, ребятня записывается на авиамоделирование. Грустно, но сегодня в области идет сокращение таких объединений по интересам. За последние годы стало меньше или вообще исчезли они в Березе, Барановичах, Пинске, Белоозерске. Татьяна Тыщенко, методист Брестского областного центра туризма и краеведения детей и молодежи (техническое направление), анализирует: нынче около трехсот учащихся посещают 22 объединения по интересам «Авиамоделирование» в семи городах области. Татьяна Ивановна говорит, что знает в лицо всех их руководителей, которых раз, два и обчелся. Специалист с многолетним стажем работы в системе дополнительного образования детей уверена: были бы талантливые педагоги, они бы привлекли больше подростков к такому виду деятельности. Но молодые педагоги в дополнительном техническом образовании  — на вес золота.

Почему их мало? Спрос, как известно, рождает предложение. Современный ребенок не хочет возиться с кордовыми модельками самолета спортивного класса, где для каждой детали существуют четкие параметры, а чтобы подержать в руках результат работы, нужно изрядно попотеть. Поэтому сегодня подросток в лучшем случае склеит пенопластовый самолетик и прикрепит к нему купленную восхищенными его талантом родителями радиоаппаратуру для управления. К слову, стоит набор электронной «начинки» около четырех миллионов рублей. Не у каждого родителя найдутся средства поддерживать накладное хобби своих чад. Но все-таки вопрос упирается не в деньги. А в отсутствие желания у самих детей. Это видят все: «прилипнув» к смартфонам-планшетам, они отстраняются от реального мира. Родители спокойны: дети дома, пусть и «в компьютере». А зря: работа с авиамоделями развивает фантазию, именно здесь мальчишки учатся работать со строительным инструментом, управляться с тем же паяльником, чертить, воплощать в жизнь авиаидеи. 

Представители «Пятого океана» признаются, что вели переговоры с несколькими учреждениями на предмет выездных лекций для молодежи, демонстрации аппаратов. Можно было бы и прокатить детвору, если родители одобрят. Подобно активистам мотоклуба «Псы дорог», который дружит с подростками из объединения «Юный мотоциклист» областного центра туризма и краеведения детей и молодежи, дельталетчики хотят взять шефство над подрастающими любителями авиации. Но вот беда: желающих-то нет. 

Искренне недоумевая, Дмитрий Череватов приводит пример: его 13-летний сын уже сейчас мечтает стать пилотом гражданской авиации. Копирует папу, который для школьника — авторитет. Вот и нашелся ответ, объясняющий отсутствие желания у тинейджеров стать космонавтами и летчиками: нет личного примера взрослых. Когда мы в последний раз летали, катались на роликах, рисовали?

КОМПЕТЕНТНО

Александр Аксютич, председатель совета Кобринско-Малоритской межрайонной организационной структуры ДОСААФ:

— Мы сотрудничаем с «Пятым океаном» и консультируемся с его участниками. У нас есть мысль возродить секцию по сверхлегкой авиации. Хотя бы на уровне изучения конструкции летальных аппаратов, может быть, получится организовать уроки по аэродинамике, конструированию авиамоделей. Однако наша организация живет за средства членских взносов, поэтому осуществить идею в короткие сроки сложно.

В ТЕМУ 

Процедура получения разрешения на осуществление полетов непростая. Сначала — медкомиссия, которую можно пройти только в Минске, потом — теоретическая подготовка в Белорусской государственной академии авиации, затем — индивидуальная практика. Только после успешного прохождения всех этапов выдается удостоверение пилота-любителя.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора и из архива ОО «Пятый океан»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter