Деловые войны XVI века

Листая страницы государственных отчетных книг Великого княжества Литовского — так называемых Метрик, часто натыкаешься на занимательнейшие истории...

Листая страницы государственных отчетных книг Великого княжества Литовского — так называемых Метрик, часто натыкаешься на занимательнейшие истории. В, казалось бы, сухих и на первый взгляд непонятных формулировках писем великокняжеской канцелярии вдруг, как в зеркале, замечаешь отражение современной действительности.


Восьмой том Метрики богат на хозяйственные документы, регулирующие взаимоотношения администрации великого князя и крупных коммерсантов периода раннего Нового времени. Остановимся лишь на нескольких эпизодах деятельности самого яркого представителя бизнес–кругов ВКЛ.


После неожиданной смерти великого князя Александра Казимировича в 1506 году, наступившей в результате болезни, трон унаследовал его брат Жигимонт. Прибыв в Великое княжество, молодой и энергичный монарх активно принялся за государственные дела, в частности экономические. Они состояли в перезаключении контрактов с крупными коммерсантами на аренду государственных монополий — таможенных пунктов (мыт), корчем, восковен, монетного двора. И вот уже 6 декабря 1506 года канцелярия великого князя в Гродно выдает арендный лист немцу Грегелю Гребелю на трехлетнее держание ковенского мыта за две тысячи коп грошей, обязывая того сделать предоплату сразу на 80% этой суммы. Документ адресуется администрации города Ковно, которую Жигимонт просит не препятствовать деятельности немецкого бизнесмена, а всячески ей содействовать, чтобы управлению монополией не было нанесено вреда и доход от нее не снизился.


Спустя месяц, 4 января 1507 года, мыто и корчмы смоленские подобным же документом отдаются в аренду виленчуку Андрею Тихому за две тысячи четыреста коп грошей с предоплатой 33%. И в этом листе отдельно прописывается пункт, гарантирующий коммерсанту сохранение за ним учреждений даже в том случае, если кто–то предложит великокняжеской администрации больше.


И тут на арену выходит главный герой этой истории, «акула бизнеса» начала XVI века, Абрам Езофович, староста смоленский и войт менский. Вначале он действует в команде с неким Яном Дитриховичем, представленным в документах как «товарищ его». Они предъявили претензию на ковенское мыто, и она была удовлетворена. Грегель Гребель оказался лишен права аренды уже спустя два месяца. Основания для этого нашлись. Во–первых, немец не успел внести задаток в полном объеме. Во–вторых, Абрам предъявил расписку Александра Казимировича, в которой покойный монарх свидетельствовал, что задолжал старосте денег и за это обещал ему как раз аренду ковенского мыта. Плюс ко всему за Абрама попросил виленский бискуп Войтех — один из влиятельнейших людей государства. В итоге дело было решено.


К исполнению княжеской воли был выслан дворянин Путята, функции которого на этом не окончились. Далее его путь лежал в Менск и Новогородок, где он передал аналогичные предприятия в управление Абраму и Яну. Они были свободны и проблем не вызывали. Но был и следующий пункт в маршруте Путяты — Смоленск! Мыты этого города были отобраны у получившего их всего полтора месяца назад Андрея Тихого, внесшего к тому же авансовый платеж. Причиной этого стало донесение Абрама Езофовича о том, что его слуги поймали слуг Андрея с тайным листом, который свидетельствовал, что последний занимался экспортом в Московию серебра, свинца и обмундирования, вывоз которых был официально запрещен. Излишне говорить, в чье пользование передал смоленские мыты Путята. Так, в течение лишь одной (!) недели все центральные мытные учреждения государства оказались в одних руках.


И это было только начало широкомасштабной игры финансового гения XVI века на рынке Великого княжества Литовского. Но о следующих его гениальных шагах — в следующий раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter