Одним из источников экономического роста на пятилетку определено ускоренное развитие малого и среднего бизнеса

Дело за малым

Одним из источников экономического роста на пятилетку определено ускоренное развитие малого и среднего бизнеса. Планируется, что к 2020 году его доля в валовом внутреннем продукте составит 50 процентов. За пять лет необходимо создать около 48 тысяч малых предприятий. Треть всех занятых в экономике должна трудиться на ниве частного бизнеса. В итоге Беларусь рассчитывает войти в топовую тридцатку всемирного рейтинга Doing Business. Планка задана высокая. Как достичь поставленных целей? Чего ждут друг от друга частники и государство? Об этом рассуждают наши эксперты.



БИЗНЕС НУЖДАЕТСЯ В САМОРЕГУЛЯЦИИ


Андрей Иванов, бизнес-консультант

Современный уровень культуры чиновников и предпринимателей во многом таков, что они до сих пор находятся в состоянии противостояния. Хотя очевидно, что при осознании и принятии единых целей развития каждой из сторон и создании прозрачных условий работы никакого противостояния быть не должно. Препятствует такому взаимопониманию сложившаяся в общественной культуре система стереотипов в восприятии предпринимателей как профессиональных жуликов, которые хотят выйти из-под государственного гнета и заплатить как можно меньше налогов в бюджет, и самого государства, способного вводить новые налоги и запреты. При таком “узаконенном” неприятии производительность макроэкономической системы будет постоянно стремиться к минимальным значениям.

Первое, что необходимо обеспечить, — это понимание всеми сторонами, государством и бизнесом целей развития страны и их приоритетов. Второе — обязательное наличие понятных и неизменяемых во времени “правил игры” в экономике. И третье — нужны такие условия хозяйствования, при которых будет выгодно производить реальный продукт и платить “белую” заработную плату, а не играть на финансовых рынках в азартные игры или сидеть в бесконечных долгах по неоплаченным кредитным обязательствам.

По поводу единой цели еще великий Сенека говорил, что кораблю, не знающему гавани, ни один ветер не будет попутным. Каковы же смыслы нашей государственности и насколько они справедливы и соответствуют ожиданиям общества? Каковы стратегические целевые ориентиры? Без понимания этого невозможно обеспечить наивысшую производительность государственности как единого суперконцерна и построить самодостаточную экономику роста.

Что же представляют собой установленные правила игры в экономике? Сегодня банки продолжают держать ставки по кредитам на заоблачном уровне, все еще нелепо объясняя нам это высокой инфляцией в стране. Намеренно забывается о том, что инфляция в стране является следствием ненулевой ставки и безудержного, но управляемого роста стоимости энерготарифов, поскольку и то и другое закладывается в себестоимость производимых товаров. Подобный ничем не ограниченный ростовщический архаизм и узаконенные заблуждения с тарифами лишь подтверждают тот факт, что в стране нет настоящей экономической науки, а есть обычная наукообразная хрематистика. А ведь сколько у нас докторов и кандидатов  наук. Неужели никто из них не готов дать убедительное научное обоснование губительной для любой экономики роли ссудного процента? Очевидно, что люди, которые понимают, что надо менять в экономике и управлении страной, есть и в научном мире, и в среде госчиновников, но практически все они психологически связаны боязнью потерять свое рабочее место или испортить карьеру.

Проблему саморегуляции бизнеса, на мой взгляд, отчасти должна решать программа государственно-частного партнерства. Это модное определение часто любят употреблять “продвинутые” чиновники. В данном случае партнерством станет создание привлекательных условий для частной инициативы в тех областях, где это необходимо. В этом случае саморегуляция как бы достраивает макроэкономический комплекс, заполняя требуемые ниши нужными производствами и услугами.

В то же время есть и такая крайность, когда бизнес просто хочет заработать себе на карман и просит для этого большей либерализации. Ему все равно, что происходит в стране, а чиновники при этом думают, как обложить эти доходы “справедливыми” ограничениями. Такие взаимоотношения больше напоминают игру в кошки-мышки, нежели реальное взаимодействие.

Бескризисное развитие страны предполагает ответ на один вопрос: как организовать производство и распределение так, чтобы в обществе не осталось обездоленных, не получивших достойного образования, и чтобы обеспечивалась сохранность природы для будущих поколений? Для этого необходимо подключение к выработке и принятию решений как можно большего количества способных и думающих людей. Это и создаст необходимую саморегуляцию свободного человеческого потенциала, и не только  в  вопросах бизнеса, а во всех сферах жизни. Уже сегодня требуется формирование новой управленческой культуры как на уровне государственной власти, так и на уровне бизнес-менеджмента, что невозможно без серьезных мировоззренческих трансформаций в сознании людей, и прежде всего тех, кто наделен правом принимать решения. Нужно переходить к новой теории управления, адекватной духу времени. Только такой путь станет основой благополучного развития.

К АНГЕЛАМ НАДО ПРИХОДИТЬ С ИДЕЕЙ


Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ

В каждой стране критерии отнесения фирм к малому бизнесу различны. Изменялись и, видимо, будут еще изменяться они и в Беларуси. Поэтому ограничимся интуитивным пониманием этого термина, считая, что это —  предприятие до 100 работников (в Германии — 249).

В 2012 году была принята Государственная программа по развитию малого и среднего бизнеса, которая конкретизировала положения Директивы № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности”. Существенное влияние на развитие бизнеса в регионах оказал также Декрет № 66 “О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних и малых городских поселений, сельской местности”.

Принятые документы дали результат: число занятых на микро- и малых предприятиях за пятилетку увеличилось с 770 тысяч до почти 850 тысяч, а если к ним добавить еще индивидуальных предпринимателей, то общее число превысит один миллион человек. Короче, сегодня практически каждый четвертый работник страны занят в малом бизнесе. Для сравнения: в 2000 году эта цифра была намного меньше — всего 334 тысячи человек. Фактически каждый третий рубль в будущее страны вкладывает малый бизнес.

Значителен вклад его и в экспорт страны — 32,7%. Понятно, что это в основном не собственная продукция, но тем не менее это существенная помощь нашим гигантам в продвижении на зарубежные рынки отечественных товаров. Сдерживающий фактор — нехватка высококвалифицированных специалистов во внешнеэкономической области. Наши вузы до сих пор не открыли столь популярную за рубежом специальность “Международная торговля”.

Одна из причин оживления предпринимательства даже в трудное последнее время — улучшение условий кредитования. Подключение с августа 2014 года к этому процессу Банка развития с 11 банками-партнерами и лизинговой компанией с компенсацией государством половины стоимости кредита привело к существенному оживлению инвестиционного процесса среди некрупных бизнесменов.

В каких секторах сосредоточен малый бизнес? В основном это торговля, услуги. Причина — легкость начала своего дела, быстрые и неплохие доходы. Сфера здоровья, красоты и отдыха также любима нашими деловыми людьми. В век интернета все больше прибыли приносят раскрученные сайты, продающие услуги и товары. Популярен агротуризм. В ЕС доминируют консалтинговые фирмы.

К сожалению, в промышленности, сельском хозяйстве и инновационной сфере предпринимательство представлено не в должной мере. Исключение составляют Парк высоких технологий и в целом сектор информационных технологий. Более 20 тысяч программистов пишут программы на экспорт. Он в прошлом году достиг 818 млн долларов, и очевидно, что в следующем превысит 1 млрд. Процесс создания новых небольших компьютерных фирм идет динамично. Их около десяти ежеквартально прибывает среди резидентов ПВТ. Это следствие целенаправленно проводимой работы по поддержке и пропаганде стартаповского движения. Сдерживающий фактор — медленная реакция вузов на потребности в IТ-специалистах. Особенно остро не хватает программистов по игровой и мобильной информатике.

Коэффициент выбытия малых фирм (доля прекративших свое существование) в 8—10 раз больше, чем у крупных. Особенно короткий век имеют инновационные предприятия — из них выживает через 5 лет только примерно каждое 10-е. Да и то к этому периоду оно либо становится крупным, либо поглощается другой структурой. Собственно, так и работает венчурный рынок — бизнес-ангелы поддерживают финансово инновационные проекты, становясь их совладельцами, в надежде на то, что, реализовав креативную идею, выгодно продадут свою собственность. В качестве венчурных капиталистов могли бы выступать университеты, институты Академии наук и, безусловно, те предприятия, которым нужны новые товары и технологии. В рамках оптимизации трудовых ресурсов целесообразно при наших промышленных гигантах создать бизнес-инкубаторы. Это решит и проблему создания новых рабочих мест, как того требует Президент.

Занятие предпринимательством требует знания и понимания основных экономических законов. К сожалению, только в отдельных школах введен факультатив по экономике. А ведь успех США во многом обеспечивается экономической грамотностью населения. Американцы во всех школах страны ввели обязательный предмет “Экономика”, преподаваемый в отличие от других предметов по единому национальному стандарту. Очевидно, что так надо поступить и нам.

В наших вузах всем студентам: и физикам и лирикам преподается небольшой предмет “Экономическая теория”, а с прошлого года введен факультатив “Основы предпринимательства”. Ясно, что их надо объединить в исключительно важный для будущей карьеры предмет “Экономика и предпринимательство”, который должен преподаваться на старших курсах, когда у студентов уже имеются идеи из основной профессии по созданию собственного дела.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter