Дело техники

В начале февраля профессиональный праздник отмечают специалисты служб вооружения армии, которым в этом году исполняется 20 лет.

Даже не аналитику сложно не заметить: в последнее время техника стремительно меняет облик белорусской армии. За счет сбалансированной формулы освежения оружия путем модернизации и закупки, а также выверенной системы хранения, применения и восстановления имеющихся образцов военные, похоже, сумели составить уникальную дорожную карту роста боевого потенциала войск.

Как показывают последние конфликты и в первую очередь специальная военная операция в Украине, можно сколь угодно много запасаться ультрасовременной техникой, а получить в итоге кучу дорогих ненужных чипов. Просто потому, что не рассчитал, с кем и как будешь воевать. Любопытная деталь: страны, продвигающие лазеры и гиперзвуковые комплексы, состязающиеся в их внедрении, не отказываются от инструментов, разработанных полвека назад. Потому что имеют опыт ведения войн. Где результативным оказывается не то, что новей, а то, что нужней. Поэтому, определяя точки роста возможностей армии, белорусские вооруженцы ориентируются исключительно на эффективность. А эффективность сегодня во многом зависит от оперативности управления, а значит, от коммутации, сопряжения различных систем боевой техники. Ракетные комплексы, беспилотная авиация, связь, радиоэлектронная борьба, разведка, авиация… Приоритеты перевооружения в Беларуси – не просто отдельные векторы. Почти все образцы создаются с учетом использования возможностей других инструментов противоборства. При такой системе, к примеру, координаты с дронов поступают на огневые средства, данные радиолокационных станций отображаются как на дисплеях летчиков, так и в командных пунктах различного уровня, причем в уже обработанном автоматизированными комплексами виде.
Ежегодно на вооружение отечественной армии поступает около 70 новых образцов. Можно сказать, этапным в этом плане стал 2023-й. В железный строй встали, к примеру, оперативно-тактические комплексы «Искандер», зенитные ракетные системы С-400, ЗРК «Тор-М2», ракетный комплекс В-300 «Полонез-М», бронированные медицинские машины БММ-80, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-К, комплексы средств автоматизации «Проток», «Риф-В», мастерские технического обслуживания МТО-УБ1, вертолеты Ми-35М, беспилотные авиационные комплексы «Суперкам С350», радиорелейные станции, аппаратно-программные посты… Даже судя по этому перечню, можно сделать вывод, что по военно-технической линии динамично развивается сотрудничество Беларуси с Россией. Впрочем, ни одна страна сегодня не способна самостоятельно закрывать все вопросы оборонной тематики. К тому же, ограничиться внутренними ресурсами – значит перекрыть доступ передовым идеям. Сотрудничество с ВПК Российской Федерации позволяет получать в том числе образцы, обкатанные войной. Поставляемая техника усиливает необходимые направления точечным воздействием, но с достижением стратегического результата. По похожей схеме проводится и модернизация образцов.
И все же. Как показывают опять же боевые действия в Украине, в строй порой больше становится отремонтированных машин, чем новых или модернизированных. Части технического обеспечения белорусской армии в последние годы постоянно в тонусе, практически все маневры проходят с отработкой вопросов восстановления образцов оружия. В прошлом году было проведено даже отдельное – специальное учение вооружения армии. Среди решаемых вопросов – охрана и оборона арсенала боеприпасов от БПЛА и диверсионно-разведывательных групп противника, регламентные работы с тактическими ракетами, зенитными управляемыми ракетами и пусковыми механизмами в полевых условиях…

Белорусский опыт активно перенимают и коллеги по ОДКБ. В 2023-м впервые на территории страны проведено учение с силами и средствами материально-технического обеспечения войск ОДКБ «Эшелон». Здесь акцент был в том числе на восстановлении неисправной (поврежденной в бою) техники.
Плодотворным для вооруженцев, как и для всей армии, обещает стать и 2024 год. В планах – продолжение поставок самолетов Су-30СМ, ударных вертолетов Ми-35М, радиолокационных комплексов «Сопка-2», РЛС «Противник-ГМ», ЗРК «Тор-М2». Войска РЭБ усилят автоматизированные станции помех УКВ радиосвязи Р-934УМ2, комплексы «Сфера-Т» и другие средства обнаружения и подавления БПЛА. Разведка станет зорче благодаря комплексам радиомониторинга воздушной обстановки «Рагнеда». В интересах механизированных подразделений предусмотрено поступление модернизированных танков Т-72БМ2… Планов, как видим, немало.
Сегодня белорусская модель эксплуатации и восстановления вооружения признается одной из самых действенных в регионе. Как показывают многочисленные проверки и учения, неисправных образцов в железных рядах войск попросту нет. Практически стопроцентная техническая готовность, конечно, – не только итог выверенной системы эксплуатации, ремонта, модернизации, закупок. В первую очередь, за каждым километром пробега, работой любого агрегата и безопасностью арсеналов стоит специалист. Каким бы новым ни было боевое изделие – оно отвечает отзывчивостью, лишь когда относишься к нему с уважением. Ответственность и любовь к профессии превращают оружие обороны в средство сдерживания – что и есть суть ратного труда офицеров служб вооружения.

Константин Гагарин, военный обозреватель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter