Дело спиртовых королей

Имеет ли смысл в предновогодний вечер наверстывать упущенное и пытаться допить то, что не допило человечество в XX веке?.
Имеет ли смысл в предновогодний вечер наверстывать упущенное и пытаться допить то, что не допило человечество в XX веке?..

Кстати, почему новый XXI век начинается с 2001 года, а не с 2000-го? Объяснение имеется простое и образное: потому что новый ящик начинается с двадцать первой бутылки, а на двадцатой заканчивается предыдущий!.. Так вот, по нашим оценкам, вышеуказанное занятие явится совершенно бесперспективным, а лучше подведем некоторые итоги.

Читатели, очевидно, помнят очерк Дело о спирте в номере СБ за 18 марта 2000 года, где исследовался вопрос: Откуда проистекает водка минского завода Кристалл? По имеющейся информации, культурнопьющая и просто патриотическая общественность выразила удовлетворение фактом находки оригинала изображения дореволюционной промышленной марки Бр. Раковщикъ - той, что предшествовала кристалловским Двум буслам.

Историю минских спиртопромышленников Файвиша и Самуила Раковщиков мы завершили событиями лета 1920 года, когда в городе восстановилась Советская власть (к слову, в официально публикуемую хронику Кристалла следовало бы внести поправку и указать, что Раковщики владели заводом не по 1917-й, а по 1920 год). Дальнейшая же судьба основателей предприятия и владельцев престижных международных наград оставалась неясной.

Сегодня мы имеем серьезную новость для генерального директора Кристалла Николая Трофимовича Белко: заявили о себе прямые потомки дореволюционных основателей завода.

Упреждая один практический вопрос, сразу поясняем, что люди эти - трезвомыслящие, более того - интеллигентные, а еще более - представители петербургской научной среды, и поэтому современные Раковщики прекрасно понимают, что историю вспять не повернешь и что незачем заявлять какие-либо имущественные права.

Наш собеседник - Алексей Леонович Раковщик, правнук одного из владельцев завода Файвиша Раковщика. Родился в Ленинграде в 1958 году, окончил биолого-почвенный факультет ЛГУ, работает на кафедре гистологии и эмбриологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

- После изгнания поляков и окончательного установления Советской власти в Минске летом 1920 года Файвишу Раковщику было предложено занять место управляющего на бывшем его предприятии. Однако он счел за благо уклониться от этого предложения и нелегально перебрался на польскую территорию вместе с братом Копелем и его семьей, обосновался в городе Пинске. В 1928 году у него родился внук - мой отец Леон Соломонович. По крайней мере с 1929 года Ф.Раковщик жил в Варшаве. Здесь он работал в правлении дрожжевого треста. Очевидно, имел достаточный доход и на него содержал семью из семи человек, владел двумя квартирами - в Варшаве и в небольшом городке Отвотске в 28 километрах к югу от Варшавы. Спокойная жизнь прадеда продолжалась до сентября 1939 года - начала войны. В ноябре - декабре 1939-го он нелегально вывез жену и троих внуков из немецкой зоны. Так мы вновь оказались на советской территории. До июня 1940 года Ф.Раковщик вновь жил в Пинске, не работая. Затем семья была вынуждена переехать в город Лунинец, поскольку проживание в областном городе было запрещено. Здесь прадед работал счетоводом в какой-то советской конторе и умер 30 января 1941 года после перенесенной операции. Дальнейшая судьба членов семьи - военное беженство. К 1943 году мой отец остался один, поскольку все остальные умерли или погибли...

Из нашего сегодня очень хочется задать вопрос: сохранился ли рецепт некоей особой водки Раковщиков? Той минской водки, которая получила золотую медаль на выставке в Париже 1905 года, золотую медаль на Ростовской выставке поставщиков Императорского двора 1906 года, главную премию на Римской выставке 1911 года и ряд других высоких наград.

В качестве ответа укажем на цифру 1892 - год, в котором братья-промышленники Раковщики основали на Нижне-Ляховской (ныне Октябрьской) улице в Минске дрожже-винокуренный завод. Это было время, когда царское правительство, осознав, что рынок и рыночные отношения в России не способны регулировать качество товара, а лишь только могут решать вопрос о том или ином насыщении страны определенной массой товаров, пришло к выводу о необходимости введения в стране централизованного производства и торговли водкой с постоянным строгим правительственным контролем против всех возможных в этом деле злоупотребителей; этим мотивом и объяснилось введение водочной монополии (В.Похлебкин, История водки). В империи директивно использовались технологические разработки таких членов Комиссии по введению водочной монополии, как ученые Д.Менделеев, Н.Тавилдаров, Н.Зелинский и другие. Был нанесен удар по разноколерной дури, которую полукустарно гнали помещики в своих имениях.

Зерновой спирт и водка Раковщиков являлись образцом следования высокому государственному стандарту, а не результатом колдовства какой-нибудь тетушки Аграфены Поликарповны со всякими корешками и прочими лягушачьими лапками. Это была Очищенная - высшего сорта казенная прозрачная водка, игра света в которой, по воспоминаниям современников, напоминала грани бриллианта.

Именно такую водку умеют делать на сегодняшнем минском Кристалле. И возникает в связи с вышесказанным еще один вопрос: возможно ли ради поддержания традиции (с 2001 года завод будет существовать уже в трех веках!), ради уважения памяти предшественников, которые когда-то составили славу экономики белорусского края, выпустить водку Братья Раковщики в соответствующем памятном оформлении?

На снимке: промышленная марка Бр. Раковщикъ - то, что предшествовало кристалловским Двум буслам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter