Дело Осипа Цебрука

Как сельчанин продал свою землю в 55 кусках и урочищах и что из этого вышло

Как деревенский мужик продал свою землю в 55 кусках и урочищах и что из этого вышло

Довольно часто звоню коллегам в редакцию березовской районки «Маяк», чтобы поздравить их с очередной творческой удачей – интересной темой по краеведению. Вот и на сей раз в двух номерах газеты опубликован очень любопытный исследовательский материал под названием «Книга переписи 1900 года». Ценнейший документ бережно хранится в этнографическом музее средней школы № 3 райцентра. Он напоминает собой книгу переписи населения Березовского района. Здесь же еще один любопытный документ – «Главная выпись из крепостной Гродненского нотариального архива книги по Пружанскому уезду». Журналистские исследования провела сотрудница «Маяка» Розалия Карпеш. С ней и беседую.

— Розалия Станиславовна, о чем говорится в «Главной выписи»?

— 13 июня 1914 года явились к Виталию Николаевичу Вирскому, пружанскому нотариусу, «лично ему известный и к совершению актов законную правоспособность имеющий крестьянин Василий Омельянович и лично ему неизвестный крестьянин Осип Цебрук, живущие: первый в деревне Михневичи, второй в деревне Бухали Пружанского уезда». Они совершают купчую крепость следующего содержания: Омельянович продал Цебруку «принадлежащую одну третью часть целого участка надельной земли мерою всего 4 десятины 160 квадратных сажень в следующих 55 кусках и урочищах…»

Далее в документе перечислены названия этих урочищ – настоящая кладезь для тех, кто интересуется топонимикой нашей местности. Во-первых, каждое из них написано с большой буквы и в кавычках. Во-вторых, такой волнующий, живой колорит и содержание. Послушайте: Городец, Сахаровщина, Черноголово, Подколотье, Лисья Гора, Под Бухалями, Загуменье, Здольщинье, Три Загона, Надаток от Луга, Калитка, Полоска. Сказано, что они продаются «со всеми находящимися на этой земле заборами, деревьями и посевами. Вышеозначенная земля продана за сумму тысяча пятьсот пятьдесят рублей, сполна продавцом от покупщика полученную». Акт утвержден 27 июня 1914 года «без взыскания всякого рода пошлины». Дано также указание: «Главную выпись выдать на простом листе бумаги крестьянину Осипу Цебруку и записать ее слово в слово в реестр крепостных дел по Пружанскому уезду». Документ готовил человек очень грамотный: сделан по всем юридическим правилам.

Оказывается, через данную «выпись» можно восстановить и проследить интересные людские судьбы, что и сделали вместе Розалия Карпеш и заведующая названным музеем, учитель истории Светлана Фромюк. Упомянутая в купчей деревня Бухали сегодня находится на территории Берестовицкого района, в ней числятся всего два жителя. Кстати, фамилия обеих этих женщин Цебрук, как и у владельца купчей. Это родина знатного механизатора района, Героя Социалистического Труда А.А.Цебрука, где он и прожил всю свою жизнь. Через дорогу от его дома по инициативе председателя СПК «Агрофирма «Малеч» И.Н. Данилевича установлен специальный памятный знак. Он свидетельствует, что здесь находится именное поле Героя Соцтруда А.А.Цебрука.

Поскольку деревни Михневичи, и даже с похожим названием, в Пружанском районе сегодня нет, можно предположить следующее. В документе речь идет о деревне Михновичи Березовского района, которая входит в состав Нарутовичского сельсовета, и, кстати, находится совсем недалеко от Бухалей. Что же касается названных урочищ, то те полоски земли стали большими, ухоженными полями сельхозпредприятий района, дающими высокие урожаи. К примеру, та же самая агрофирма «Малеч», хорошо известная в Беларуси. В то же время, как удалось узнать от местных жителей, до сих пор в обиходе сохранились названия урочищ «Черноголов», «Лысая гора» (возможно от Лисьей)», «Лисьи норы», «Загуменье» и некоторые другие. Что и говорить, только в одном документе столь интересно переплетение людских судеб, целые родословные.

— После публикации этого материала в нашей газете, — продолжает Розалия Карпеш, — мне звонят многие жители из деревень Хрисы, Сошица, Новоселки, спрашивают, нет ли в книге переписи их фамилий. Значит, это трогает, интересует людей, они хотят знать, откуда их корни, что, безусловно, хорошо. К сожалению, в силу разных причин, и в первую очередь из-за войн, жестоко прокатившихся по Беларуси, в том числе и по Березовщине, безвозвратно утеряны многие ценнейшие документы. Иногда их обнаруживают при удивительных, порой смешных обстоятельствах. Вот конкретный пример. После войны один житель деревни Сигневичи зашел в местный магазин купить детям очень популярных тогда конфет подушечек. У продавца под рукой лежала какая-то весьма объемная книга, она вырывала из нее листы и заворачивала покупки. Так сделала и с конфетами. Мужик пришел домой, развернул тот самый бумажный лист, чтобы угостить подушечками детей, и чуть не потерял дар речи. На листе значилась запись о венчании в церкви этого самого мужика с его будущей женой. Все оформлено как положено: фамилии и имена жениха и невесты, год и место рождения, дата венчания. Значит, церковная книга шла у продавца на упаковку покупок. Вот как бывает.

— История Березовщины получила интересное отражение в ходе многоплановой краеведческой акции «Наш край», — констатирует редактор «Маяка» Иван Потаечук. – За нее в нынешнем году редакция удостоена диплома лауреата в номинации «Лучший творческий проект». Сейчас реализуем новую творческую акцию «Страницы истории», название которой говорит само за себя. Она началась в Год родной земли еще и потому, что нынче исполняется 70 лет со дня образования Березовского района. Мы обратились к нашим читателям с просьбой посмотреть, что хранится в их семейных архивах. Возможно, это тоже старинные и не менее интересные исторические документы, старые газеты или фотографии, награды и другие реликвии. Как они появились в их семьях, о чем свидетельствуют? Обладатель самого старинного документа или ценного раритета будет поощрен редакцией за уважение к нашей истории.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter