Как отразится деноминация на рынке нашей жизни и в наших кошельках?

Де = отмена

Итак, нас ждет деноминация.

Давайте попробуем бегло изучить иностранный язык на рынке нашей жизни и в наших кошельках.

Согласно словарю иностранных слов, де (лат. de — «из», «от») — приставка, обозначающая удаление, отмену, прекращение чего-либо. Девальвация – снижение курса денежной единицы по отношению к валютам других стран (короче – обесценивание), дезорганизация  — нарушение порядка…На этом фоне «деноминация» звучит как-то неоптимистично. Но надо ли бояться?
Изменение привычного порядка в денежных купюрах в истории экономики всех стран  —  дело, можно сказать, обычное. Вообще, деньги  —  это зеркало своей эпохи.

Например, фунт стерлингов в Великобритании родился еще в десятом веке. И был стабильным в богатейшей стране мира? Ничего подобного! Процесс девальвации  курса фунта стерлингов постоянно сопровождается деноминацией. Не буду вдаваться в глубину процесса:  даже экономисты не перестают спорить по этому вопросу. Но и в Туманном Альбионе монеты  сменяются банкнотами с портретами своих знаменитых политиков, писателей, ученых и, конечно, королевских особ.

Российским бумажным деньгам более двухсот  сорока лет. Первые купюры введены в 1769 году и  сразу стали манифестом Екатерины II, деньги в народе назывались «катеньки», а с портретом Петра — «петеньки». Один «петенька» —  это две годовые зарплаты российского рабочего в 1910 году. В 1961 году главным художником Гознака СССР был Иван Дубасов. Кстати, впервые он победил в конкурсе на эскиз почтовой марки  в 1922 году (к пятилетию Октябрьской революции) и получил за это  один миллиард рублей, которого хватило, чтобы купить  новые валенки для любимой девушки. Зато  советский рубль с профилем Ленина, по оценкам экономистов, в шестидесятые годы был равен доллару США.

А наши родные белорусские  «зайчики» девяностых годов помните? Кое-кто кое-где над ними смеялся, а мы с ними выживали после развала СССР. С трудом, обливаясь потом, но выживали. Больше всего мне нравилась купюра в 100 рублей с зубром. Зубр – зверь мощный, серьезный. Но мне всегда хотелось, чтобы на наших деньгах были изображены исторические  достопримечательности.

Недавно мне приснилось, как в далекие 60-е отец негромко говорил маме: «И что это такое? Водка 113 рублей бутылка, а портрет вождя – десять. Вот и выбирай: или бутылка водки, или десять патриотических изображений». А может, это был анекдот. Анекдот из жизни.

Деньги, как ни крути, смысл  жизни.  Еще одно воспоминание из детства пятидесятых. Мы все собирали десятикопеечные монетки в бутылке шампанского (другие не пролезали). Когда мы с мамой разбили свою «копилку», в ней обнаружилось сорок рублей. Мама съездила в Литву и купила мне красивую шелковую кофточку, обувь и еще чего-то…

В том, что наши сегодняшние деньги надо менять, нет никакого сомнения. На наших  мини-рынках уже давно на вопрос «Сколько стоит?» продавцы отвечают: «Один рубль», если товар стоит тысячу. А народ – умный детонатор денежной системы — давно понял, что  никакой  он не миллионер. Говоря «народ», я имею в виду обычный средний класс.

Вчера я попробовала прощупать настроения  на базаре и спросила розовощекую от осеннего холодка продавщицу яблок, цена которых резко подпрыгнула до тридцати тысяч: «А как вы относитесь к предстоящей деноминации?» И она со знанием дела весело сказала: «А чего? Привыкнем! Не впервой. — И тут же  грустно добавила: — Только б не было Украины».

Ирина ФОМЕНКОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter