Даю «добро»!

Собкор «СБ» поработала на самом крупном в стране пункте пропуска грузового транспорта «Козловичи»
Собкор «СБ» поработала на самом крупном в стране пункте пропуска грузового транспорта «Козловичи»

Пограничный пост таможенного оформления «Козловичи» брестской таможни «Западный Буг» способен ежесуточно обслужить до 2 тысяч автомобилей. Сейчас грузопоток поменьше — около 1.200 автомобилей в сутки. Каждому инспектору в смену приходится оформлять до 50 машин. Если кто–то скажет вам, что работать на таможне легко, не верьте. Я сама в этом убедилась, почти смену отработав среди таможенников ППТО «Козловичи».

Не женское дело

...Около 8 утра. Таможенники сдают свои сотовые телефоны на хранение (уже два года, как на таможне действует запрет на пользование мобильной связью во время работы) — и на инструктаж.

— Заходи, послушаешь, с чего у нас работа начинается, — зовет меня начальник смены (если точнее, начальник отдела таможенного оформления и контроля N 2) Сергей Максимов.

Инспекторы получают разнарядку, кто на каком канале будет работать, забирают личные номерные печати, выслушивают замечания, напоследок — пожелание не рассматривать подконтрольных лиц как нарушителей таможенного законодательства.

— А почему на каналы идут только мужчины? Это что, дискриминация? — удивляюсь я заметив, что женщины остаются.

— О дискриминации речь не идет. Но представляешь, как ты, например, будешь забираться в кузов или кабину фуры? Не женская это работа. Женщины у нас оформляют документы, а это не менее важно и ответственно, — просвещает меня Сергей Николаевич и приглашает... посидеть в его рабочем кабинете.

Водитель и экспедитор в одном лице

Едва я уселась в кресло, как зашел «дальнобойщик». Он везет груз из Германии в Москву. В Бресте его «тормознули». И все потому, что в документах нет описания товара. Раз так, из зоны таможенного контроля автомобиль не выпустят до тех пор, пока в Брест не прибудут должным образом оформленные бумаги.

За те три часа, пока я была в кабинете начальника смены, у нас не нашлось времени даже выпить кофе: водители заходили один за другим. Сергею Николаевичу помогала заместитель начальника поста Валентина Жминько.

— От ночной смены нам досталось 19 автомобилей, у которых не все в порядке с документами, — Валентина Васильевна показывает мне на стопку оранжевых тетрадок. — И все их хозяева придут сюда. Водители, которые ездят часто, лишних вопросов не задают. Они в курсе, что и как нужно оформлять. Но бывают и такие, с которыми нервы потреплешь. Ответ у них один: «Мне дали бумаги и отправили, сказали, что все в порядке». Да, водительский состав меняется, но и новички к работе на международных линиях должны быть подготовлены, они обязаны четко знать требования по доставке грузов. Ведь каждый из них в одном лице — и водитель, и представитель транспортной фирмы, и экспедитор. Он должен грамотно принять груз к перевозке, тогда и проблем с таможенным оформлением не будет.

— Да что документы! В бокс углубленного досмотра мы отправили машину, которая из Австрии аж в Башкортостан едет без пломбы, — добавляет начальник смены, предлагая пройтись и посмотреть, как этот груз проверяют.

Машина стояла с поднятым тентом. Внутри находятся станки, как и указано в сопроводительных документах. По закону, именно перевозчик должен предъявить груз к досмотру, если что — на помощь придет «Белтаможсервис», который за плату оказывает услуги по выгрузке. Но в данном случае выгружать груз не понадобилось.

— А почему без пломбы? — интересуюсь у «дальнобойщика». Пожимает плечами. Вижу — недоволен, хотя понимает, что сам виноват, раз закрыл глаза на отсутствие пломбы.

Зеленый свет для экспорта

Самая напряженная работа — на тех каналах, которые принимают автомобили из Европы. Другое дело — работа с оформлением автомобилей «на выезд». Сейчас очереди практически нет. Появляется она обычно в конце года, когда все стараются исполнить обязательства по контрактам, и летом, в жару, когда поляки ограничивают движение по дорогам. А недавно очередь создали водители, автомобили которых поляки завернули из–за неудовлетворительного технического состояния. С некоторых пор польские пограничники предъявляют особые требования к автомобилям, которые въезжают в страну из СНГ. Обязательно проверят резину, световую сигнализацию, посмотрят, нет ли трещин на стеклах. Бывает, возвращают. А водители по второму, а то и по третьему разу становятся в очередь, надеясь проехать.

С конца минувшего года на «Козловичах» начался эксперимент. Уже несколько месяцев 4 канала «на выезд» экспортеров белорусской продукции обслуживают в первую очередь. Теперь все автомобили, вывозящие в Европу наши товары, на таможне оформляются не более 15 минут. Чтобы убедиться, так ли это, с Сергеем Максимовым мы подошли к автомобилю, перевозившему пиломатериалы из Ивацевичей во Францию. Водитель подтвердил, что так оно и есть, — таможня у него времени не отнимает, так что задумали эксперимент не зря.

Престиж и ответственность

Работа на таможне всегда считалась престижной, интересной и хорошо оплачиваемой. Но многие туда стремились не из высоких побуждений и осознания того, что им выпала честь защищать экономические рубежи Родины. Просто мечтали о легких деньгах. В последний год обе брестские таможни лихорадило: кто–то попался на взятке, кто–то — на причастности к оформлению автомобилей по так называемому ложному транзиту. На скамье подсудимых оказались и некоторые сотрудники пункта пропуска «Козловичи».

— Не все так однозначно, как может показаться со стороны. Каждый день, отправляясь на работу, таможенник может, образно выражаясь, прощаться с семьей. А все потому, что инспектор с ног до головы обложен регламентациями, — начальник таможни «Западный Буг» Вячеслав Осинцев советует мне взглянуть на ситуацию другими глазами. — Чтобы оформить документы, нужно выполнить массу операций, причем быть уверенным в каждой букве и слове, потому что завтра придут сотрудники правоохранительных органов и проверят. Чуть что не так — виноват, в суд. А как в таких условиях, в таком напряжении работать? Это неправда, что с таможни сами не уходят. Уходят!

В 2004 году в брестских газетах появилось объявление о том, что таможне «Западный Буг» требуются инспекторы. Многих это удивило, потому как всегда считалось: на таможню можно устроиться только по блату. Оказывается, и сейчас у таможни 34 инспекторские вакансии. А все потому, что требования к кандидатам стали жестче. Теперь здесь ждут тех, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование, будущих работников ищут даже среди выпускников брестских вузов. Времена, когда работать на таможню приходили люди со средним образованием, давно прошли.

Учиться, учиться и учиться

Сергей Максимов, отработавший на таможне не один год, считает, что те, кто хочет устроиться на «Западный Буг», должны быть готовыми к серьезным испытаниям. Сначала — медкомиссия, потом — разговор «по душам» с сотрудником службы собственной безопасности. Если эти экзамены испытуемый выдержит, предстоит учеба на курсах, организованных при таможне, потом — аттестация, а в заключение нужно получить «добро» Государственного таможенного комитета. И только после этого ты — таможенник.

Все мои собеседники в один голос говорили: самая сложная работа именно на грузовом переходе «Козловичи». И ответственность значительно выше, и квалификацию постоянно требуется повышать. Поэтому на «Западном Буге» отработана система профессионального обучения. Работники периодически проходят тестирование. В тестах — самые разные вопросы, касающиеся таможенного законодательства и конкретных ситуаций, которые могут возникнуть во время работы. Не всем удается поладить с безучастным компьютером: два раза прокололся на тестах — можешь остаться без работы.

Я, наивная, пыталась было пройти тестирование, но поняла, что без специальной подготовки получу самые низкие оценки. И еще убедилась, что таким эмоциональным дамам, как я, на таможне делать нечего — быстро сгорю.

...Какие у меня остались впечатления от общения с сотрудниками таможни? Противоречивые. Никто от меня не скрывал, что среди таможенников попадаются нечистые на руку (а где таких нет?), никто пыль в глаза не пускал, убеждая, что у них, мол, все гладко и хорошо. Вместе с тем и другое дали понять. Убедили, насколько это непростая профессия, нервная, требующая не только знаний, но и умения быстро принимать решения, каждый миг осознавая, что один неверный шаг — и ты лишишься не только работы, но и свободы. На таможне, наверное, как ни в одной другой организации судьба каждого зависит от добросовестности тех, кто работает рядом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter