Белорусский календарь и народные традиции

«Дай, Божа, пагоданьку ды на нашу работаньку»

Календарь и традиции
Как же скоро наступил пик лета! По всем правилам, это должен быть самый теплый период года. В белорусских народных величальных песнях («колядках», волочебных) звучали пожелания для «маладзiцы» быть «цiхай, як лета»: это когда тепло идет буквально от земли, а деревья стоят, словно в летаргии, — не шелохнется ни один листок.



Середина июля — время сенокоса. С 12 июля, то есть с Петрова дня, начинались большие покосы — «вялiкiя ды зялёныя». Эта работа нашла отражение во многих народных песнях и поговорках: «Святы Пётра ў косы звонiць, а святы Паўла граблi робiць», «Святы Данат коскi точыць, сянцо косiць», «На Кузьму–Дзям’яна касiць не рана». (14 июля в православных храмах вспоминают бессребреников Косму и Дамиана.)

Покос, по сути, дает начало самой большой работе — жатве. И здесь что раньше, что теперь каждый крестьянин думает одно: «даў бы Бог сухое надвор’е», потому что зловредный дождь «iдзе не тады, калi просяць, а калi косяць». И в песнях косцов пелось: «Касцы косяць, Бога просяць: ой, дай, Божа, пагоданьку ды на нашу работаньку». Все скошенное необходимо хорошо высушить. И если в эту пору сено еще «сохне i пад кустом», то скоро «i на кусце не высахне» (т.е. поднятое наверх). По всем правилам покосы заканчивались до Ильи (2 августа) — с Ильина дня вполне законно могут зарядить дожди. Часто во время первого выхода на покос срывали пучок травы и крепко прижимали его к косе: таким образом косец как бы «выцiскаў», усмирял дождь.

В некоторых регионах бытовал и такой обычай: когда хозяин приходил на луг, нанятые им косцы обвязывали его особой веревкой, свитой из сена. (Плели ее почти как девичью косу, добавляя поочередно одну за другой «пряди», веревка получалась довольно крепкой.) «Гаспадара» как бы привязывали к лугу, показывая, что на некоторое время он остается в своеобразном плену очень важной работы. Из этого «плена» хозяин откупался «грашыма».

Коса — одно из самых древних орудий труда. Примерно до ХV столетия у нас использовали так называемую косу–«горбушу», по конструкции схожую с серпом: ее насаживали на довольно короткую ручку. Такие косы часто встречаются при раскопках практически по всей территории Беларуси. Они были удобны при скашивании высоких и сочных трав, гороха, вики. С конца ХIХ столетия стали применять косу–«лiтоўку» фабричной работы. Такие инструменты изготавливали в свое время в Вилейке, и они до сих пор верой–правдой служат сельчанам. У нас коса применялась исключительно для скашивания трав, в то время как во многих регионах России была главной (а не серп) при уборке хлебов.

В народной традиции коса выступала символом мужского начала, так как ассоциировалась с работой кузнецов. Женщине запрещалось переступать через косу, иначе у косы может оторваться «ухо». Косу не клали на стол — а то трава останется очень низкой и даже без времени начнет высыхать. Косу не бросают просто так на землю, ее необходимо воткнуть в землю: лежащую на земле косу может затупить черт, который всегда во время серьезных работ прячется где–то рядом, чтобы навредить. Любопытно, что в прежние времена умели мастерски косить и периодически выходили с косой на луг — «для здоровья» даже представители высшего сословия.

13 июля — отмечается Собор 12 апостолов. В некоторых местах день причислялся к поминальным. На южных территориях мог уже начинаться первый «зажон» и из муки нового урожая выпекали первый хлеб: «Пасля Пятра ўжо крышку хлеба напякла».

17 июля почитают память святителя Андрея, архиепископа Критского, а также преподобного Андрея Рублева. В народе этот день называли «Андрей–налива». По народному сельскохозяйственному календарю, рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две — отцветает, две — наливается и две — подсыхает.

Советская Белоруссия № 129 (24759). Пятница, 10 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter