"Дас ист фантастиш!"

Любовь и голод правят миром Пожалуй, главный итог, который можно подвести после завершения 54-го Берлинского кинофестиваля, - на "Берлинале-2004" стало заметно больше секса и политики.
Любовь и голод правят миром

Пожалуй, главный итог, который можно подвести после завершения 54-го Берлинского кинофестиваля, - на "Берлинале-2004" стало заметно больше секса и политики. Финальная раздача "медведей" сопровождалась свистками возмущенных гостей и журналистов, а Дитер Косслик - директор этого второго по значимости мирового кинофорума - натужно пытался "делать хорошую мину при плохой игре".

"Болотистый луг" классика мирового кино Тео Ангелопуса, лауреата Каннов и Венеции, в Берлине не оценили. Несмотря на социальную проблематику его картины, которую здесь всегда поддерживали. Новый шедевр заслуженного грека сочли слишком профессиональным и скучным. И "Золотого медведя" получил фильм немецкого режиссера Фатиха Акена "Gegen die Wand", что в буквальном переводе означает "Головой об стену". Видимо, судьба турецких эмигрантов, не способных "встроиться" в немецкую культуру, показалась судьям более актуальной (на сегодняшний день в Германию перебралось уже более двух миллионов турок). Эту картину ни разу не назвали даже в числе 19 фильмов - фаворитов фестиваля, и присуждение ей главного приза стало основной неожиданностью для публики. Фильм мрачный, давящий на психику, с неэстетичными постельными сценами и жестокостью... Ответственность за подобный итог журналисты целиком возлагают на нового директора "Берлинале", подобравшего в этот раз исключительно податливое жюри - дамское. Возможно, действительно только благодаря его усилиям "золото" фестиваля осталось-таки в Германии.

Жюри можно понять и простить

Второй по весомости приз "ушел" в Аргентину - "серебро" фестиваля присудили картине Даниэля Бурмана "Прерванное объятие", также повествующей о судьбе эмигрантов, оторванных от своих корней. А "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру вручили скандальному южнокорейскому режиссеру Ким Ки-Дуку. Отчасти вполне заслуженно, но, по общему мнению, именно теперь он снял свой худший фильм. "Самаритянка" - это история о двух школьницах, зарабатывающих проституцией на поездку в Европу. "Рассказанная" режиссером всего за 16 дней (столько времени занял весь съемочный процесс) и с бюджетом в 400 тысяч американских долларов. Именно этой картине наряду с "Болотистым лугом" пророчили главную награду фестиваля, и интервью с Ким Ки-Дуком были забиты все немецкие газеты и Интернет. На провокационные выпады журналистов эпатажный режиссер реагировал еще более провокационно. Например, на вопрос, кто ему ближе - главная героиня новой картины или ее отец, Ки-Дук ответил, что легче всего может представить себя на месте тех 80 процентов мужчин, которые мечтают воспользоваться услугами школьницы. Добавив при этом, что свой фильм он снимал "о понимании и прощении", но не уточнив, кого именно зритель должен понять и простить...

Приз за лучшую женскую роль достался Шарлиз Терон, сыгравшей проститутку-убийцу с лесбийскими наклонностями в голливудском "Монстре", - за актуальный нынче феминизм. А заодно - Каталине Сандино Морено, наркокурьерше из колумбийско-штатовской картины "Мария, полная грации" (тему наркотиков также нельзя было не отметить). Впрочем, в прошлом году эту награду и вовсе разделили на троих.

Сладость запретной "клубнички"

Если судить по основному конкурсу Берлинского фестиваля, можно прийти к выводу, что основной тенденцией мирового кино становится художественная порнография. Тем не менее церемония вручения медвежат "Тедди" - призов жюри секс-меньшинств - собрала в два раза больше зрителей, чем закрытие "Берлинале". Главный приз в этом конкурсе вручили франко-бельгийской ленте "Дикая сторона" о проститутке-транссексуалке, влюбленной в чеченского боевика. Картину модных российских клипмейкеров Ольги Слоповской и Дмитрия Троицкого "Я тебя люблю" о русско-калмыцкой однополой любви не отметили ничем. И теперь обиженные клипмейкеры рассказывают в прессе о том, как их не поняли...

И он там был!

Собственно, больше о полнометражном российском кино на "Берлинале" сказать нечего. О белорусском - тем более. Хотя Беларусь на этом кинофоруме все-таки была представлена - в лице молодого сценариста и режиссера Макса Субботина, получившего приз прошлогоднего "Золотого Витязя" за кинематографический дебют. Теперь Макса пригласили принять участие в мероприятиях "Лагеря талантов" Берлинского фестиваля. Правда, от Украины в "Лагерь талантов" попали 8 человек...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter