Установление советской власти в Западной Белоруссии: цифры и факты

Дан приказ ему на запад

В сентябре 1939 года произошло воссоединение с БССР западнобелорусских земель. Последовавший затем процесс советизации этих новых территорий служит порой почвой для исторических спекуляций. Что же было на самом деле?


Советская власть на новых территориях использовала различные модели управления. Например, вводила социалистическое соревнование, рассчитывая при этом не только на энтузиазм участников, но и на их определенную материальную заинтересованность в виде премий, подарков, экскурсий, путевок на отдых. Кроме того, победителей ждал почет со стороны власти (грамоты, медали, ордена) и слава в обществе (портреты в газетах и на досках почета). Применялись и такие рычаги, как продвижение по службе, преференции при поступлении в учебные заведения.

Поскольку именно сфера образования во многом формирует мировоззрение человека, на нее новая власть делала большую ставку. Мы уже писали о том, как с пропольскими настроениями боролся царский режим (материал «Большие перемены» в «НГ» за 11 октября 2019 г.). Столкнулись с этой проблемой и в БССР. Журнал «Савецкая школа» летом 1958 года отмечал, что реакционные «старые кадры» усложняли «проведение в жизнь мероприятий партии и правительства в деле культурного строительства и внедрения советской педагогики в системе народного просвещения».

Для предотвращения подобного применялся и кнут. Научный сотрудник Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа кандидат исторических наук Анатолий Трофимчик в одном из своих научных трудов приводит пример Лиды, где действовали 10 осведомителей и 3 агента. Вот один из результатов их работы: 12 лидских учащихся и их педагогов были арестованы, а еще 5 объявлены в розыск за то, что во время торжественного заседания по случаю годовщины Октябрьской революции кто-то отравил атмосферу праздника порошком с запахом аммиака, рассыпанным в зале. На землях же Виленщины, которые передавались Литве, по сообщению народного комиссара НКВД БССР, были установлены 253 антисоветские общественные организации.

Анатолий Трофимчик также цитирует письмо ЦК КП(б)Б «О недостатках в работе партийных и советских органов в западных областях Белоруссии», в котором призывалось не допустить огульной «охоты на ведьм»: «Перестраивая школу, партийные организации много сделали для того, чтобы очистить учительский состав школ, в частности польских, от националистических, контрреволюционных элементов. Однако при этом в некоторых районах стали проявлять огульное недоверие и увольнять большинство поляков-учителей из школ, хотя к этому не было оснований. Очищая школы от враждебных элементов, партийные организации обязаны были отличить врагов от честных и преданных людей и не допускать огульного подхода и необоснованного увольнения с преподавательской работы людей, ничем себя не скомпрометировавших и искренне стремящихся работать на благо нашей Родины».

После этого письма в Белостокской области на работу в школах восстановились 17 прежде уволенных педагогов, а 318 местных учителей были выдвинуты на руководящую работу: заведующими районо — 4 человека, инспекторами районо — 30, заведующими райпедкабинетами — 7, а директорами школ — 277 человек! Такой поворот не только говорил о повышении доверия к западнобелорусским педагогам, но и сам по себе вызывал рост уважения к новой власти.


Тем более что коренным образом изменилась сама ситуация в сфере образования. Кандидат исторических наук Валерий Рыбалкин иллюстрирует этот факт цифрами:

— В 1925 году в Западной Белоруссии было 4 белорусские школы, в дальнейшем открылось еще несколько. Но в 1937-м все белорусские школы были закрыты. Около 50 тысяч (24 процента) детей вообще не посещали школу. Поэтому неудивительно, что к моменту вхождения в состав СССР 75 процентов населения было неграмотно. К слову, в первые месяцы 1919 года, когда на территории Западной Белоруссии существовала советская власть, было открыто около 400 белорусских школ.

Тем разительнее перемены, произошедшие после воссоединения:

— В 1940 году уже действовало 5643 школы. В них обучалось 774 тысячи детей, то есть почти все. Делались шаги и в направлении ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1939/1940 учебном году в кружках ликвидации неграмотности обучалось 84 200 человек, в школах для малограмотных — 85 300. Было открыто 4 вуза, 8 педучилищ и 12 техникумов.

Сегодня некоторые историки предпочитают цифры эти не замечать. Но охотно акцентируют внимание на негативных сторонах большого процесса, причем не только на репрессиях, но и на непрезентабельных бытовых аспектах. Что же, не будем кривить душой — в бытовом плане, продовольственном и снабженческом аспектах дела «под Польшей» действительно обстояли лучше. Польский писатель Тадеуш Виттлин издал в 1951 году в Лондоне цикл рассказов «Дьявол в раю» с собственными впечатлениями от советских солдат и офицеров на воссоединенных землях. «Два майора с интересом осматривали термос, — описывал он случай на местном рынке. — Один из них честно признался, что был уверен, что это часовая мина… Кто-то притащил продавать диван с постелью в автоматически открывающемся ящике. Капитан авиации засомневался в том, что во время сна в ящике на этой постели защелки на пружинах ночью не захлопнутся и человек не задохнется. Продавец объяснял, что спят наверху, на матраце. Летчик не верил и говорил, что если бы это была правда, то матрац не был бы обтянут таким красивым материалом».

РАСЦВЕТ АПК

В 1939—1941 годах после раздела помещичьих земель западнобелорусские батраки и крестьяне получили 431 тысячу га земли, 14 000 лошадей, 33 400 коров, 15 705 свиней, 7690 овец. В 1940 году была создана 101 машинно-тракторная станция, имевшая 997 тракторов, 368 сеялок, более 300 сложных молотилок.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ

Только за 10 месяцев 1940 года в Западной Белоруссии вступило в строй 105 промышленных предприятий. К концу 1940-го в регионе действовало уже 392 предприятия, 16 из которых имели от 500 до 1500 рабочих. Объем валовой промышленной продукции к концу 1940 года вырос в сравнении с 1938-м более чем вдвое.

ЗДОРОВАЯ МИГРАЦИЯ

В западнобелорусской системе здравоохранения к концу 1940 года действовало 217 больниц и 26 роддомов на 10 200 коек. Было открыто 207 поликлиник и амбулаторий, работало 1755 врачей. Из РСФСР и восточных районов БССР приехало 150 врачей, 650 фельдшеров и около 2000 медсестер.
Что ж, из песни слов не выбросишь. Тем впечатляюще выглядят результаты советизации Западной Белоруссии, приведенные выше. А с точки зрения современной независимой и суверенной нашей страны этот исторический этап во многом знаменателен. Оказались пророческими слова культурного и политического деятеля (отнюдь не коммуниста!) Антона Луцкевича, который, приветствуя 24 сентября 1939 года в Вильно новую власть, заявил: «Белоруссия снова стала единой, никакие границы не поделят уже объединенных белорусских земель… Перед нами огромная работа, работа по восстановлению всего того, что годами приходило в упадок или уничтожалось… Создание объединенной, свободной, советской Белоруссии будет определять дорогу ее быстрого развития»
osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter