Дамы завоевывают кавалеров

Как ни пытаются авторы художественных произведений по–новому подать какой–то замысел, наверное, это уже бессмысленно...

Как ни пытаются авторы художественных произведений по–новому подать какой–то замысел, наверное, это уже бессмысленно. Все уже перепробовано, да и основных сюжетов всего несколько. И самый популярный из них — даже не нужно предлагать угадывать с трех раз — конечно, о любви. Он и она, препятствия на пути чувств и их преодоление, счастливое воссоединение или горестная разлука. Градус страстей и рейтинг исполнения на совести авторов, беспроигрышно ставящих на дамские мечты о рыцаре на белом коне. Впрочем, неужели эту схему до сих пор не сломали? Даже в мире политкорректности и фрагментарно победившего феминизма? Дама–рыцарь, сражающаяся за сердце неприступного красавца — мужчины... Что, как–то не очень? Вспоминаются в лучшем случае Бекки Тэтчер из «Ярмарки тщеславия» да Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская... А в худшем — истории из «Декамерона». Неужели в мировой литературе этот поворот сюжета еще не реабилитирован?


Фанатки и фаворитки


Действительно, когда представляешь ситуацию «она добивается его», прежде всего приходят на ум фанатки, покрывающие поцелуями монитор с физиономией Роберта Патткинсона, или расчетливые стервы, вкалывающие в губы силикон в расчете на знакомство с обладателем яхты.


Роман Бальзака и Ганской тоже начинался с того, что она влюбилась в его творчество и прислала письмо из Одессы, подписанное «Чужестранка»: «Ваша душа прожила века, милостивый государь, а между тем меня уверили, что Вы еще молоды, и мне захотелось познакомиться с Вами... Когда я читала Ваши произведения, сердце мое трепетало; Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины — дар небес, божественная эманация; меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она–то и позволила Вам угадать душу женщины». И писатель клюнул. И заочно влюбился, и даже отправился к своей северной звезде... Правда, ничего хорошего из этого не вышло. Бальзак был немолод, тучен, без двух передних зубов и низенький, как описывала его разочарованная Ганская: «По лицу пекарь, грацией сапожник, широкий в плечах, как бочар, манерами приказчик, одет как трактирщик». Впрочем, Ганская постаралась оставить за собой право на обладание этим гением вплоть до женитьбы. Но бывает и хуже. Как в произведении Стивена Кинга «Мизери», когда фанатка держит у себя в плену любимого искалеченного писателя, чтобы тот творил исключительно для нее, и даже отрубает бедняге ногу, чтобы не сбежал... Разумеется, в истории осталось немало сюжетов о том, как дамы воевали за право быть фаворитками коронованных и просто влиятельных особ, здесь даже без дуэлей не обходилось. Помните: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...», каждая пытается что–то предложить царю, чтобы стать царицей, а ту, которая победила в соревновании, проигравшие сживают со свету. Но от романтики это все равно как–то далеко.


Комические старухи


Сразу что–то сатирическое видится в «перевернутом» сюжете дама–рыцарь... Хотя на сайтах любовных романов отдельным разделом идут произведения по разряду «героиня добивается любви героя». Как написала одна участница форума: «Героиня, валяющаяся в ногах у героя, потерявшая всякую гордость и чувство собственного достоинства, молящая его о любви — что может быть неприятнее? Такие сюжеты в книгах мне просто противны!» Мне тоже никогда особо не нравился в «Декамероне» рассказ о женщине–враче, которая, ради того чтобы покорить сердце распущенного ловеласа, ставшего против воли ее мужем, готова на самые отчаянные приключения. Козьма Прутков посвятил стихотворение «Древней греческой старухе, если б она домогалась моей любви (Подражание Катуллу)»: «Отстань, беззубая!.. твои противны ласки!/ С морщин бесчисленных искусственные краски,/ Как известь, сыплются и падают на грудь./ Припомни близкий Стикс и страсти позабудь!..»


Конечно, в мифе об Амуре и Психее или в сказке «Финист — Ясный Сокол» героини красивы и романтичны, но все же и герои мужского пола не индифферентны и при случае инициативу у избранниц перехватывают. Но многие согласятся с Анной Ахматовой, говорившей: «Мне приходилось видеть, как женщина преследует мужчину... Из этого никогда ничего, кроме сраму, не получалось».


Трагические преступницы


Однако есть достаточно произведений, где борьба за сердце мужчины превращается в трагедию. «Леди Макбет Мценского уезда» не остановилась перед убийствами, чтобы быть с любимым человеком. Правда, при этом избранник ее изначально не отвергал, так что зачисляем это произведение в нашу картотеку условно. А вот незамужняя девица Татьяна, которая пишет письмо холостому соседу Онегину — разве это нельзя приравнять к рыцарскому подвигу? Это был поступок очень рискованный. Не зря поэму сию опасались благонравные родители давать своим юным дочерям. Классический пример завоевания прекрасной дамой возлюбленного — сюжет романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. На что только не идет Скарлетт О’Хара ради него, чтобы в конце романа понять: нужен–то ей совсем другой. А история любви древнегреческой Федры к своему пасынку Ипполиту вообще классическая трагедия. Библейский сюжет про то, как Иосифа соблазняла жена его хозяина Потифара, стал сюжетом романа Томаса Манна «Иосиф и его братья». Но чтобы выдержать такой сюжет на должном уровне, нужно настоящее мастерство, иначе — провал. Как–то случайно попался мне роман, в котором средневековая девица–менестрель составляет столь хитроумный план по завоеванию возлюбленного, что уследить за его поворотами с многочисленными немотивированными убийствами невозможно. Смутно помню, что среди прочего супердевица по ночам одевалась в шкуру волка и мазала ядом яблоки и груши на деревьях, отчего в стране начался мор и голод. А в финале почти завоеванный юноша повесился.


Воинствующие дамы нашей литературы


Очень убедительный пример «завоевания наоборот» — в романе белорусского писателя Ивана Шамякина «Гандлярка i паэт». Бойкая минская торговка Ольга выкупает из немецкого плена романтичного хрупкого юношу. Он, однако, хотя и рад спасению, приходит в ужас при одной мысли, что с ним может сделать эта чуждая ему сильная женщина. Но дама все же добивается его любви... Даже становится ради любимого отважной подпольщицей.


А вот Владимир Короткевич чересчур инициативных героинь не очень любит. В его произведениях обычно герой сам добивается любви своей прекрасной суровой дамы — мучительно, постепенно... Переходя от восторга к отчаянию и наоборот. А если сама дама проявляет инициативу? В повести «Сiвая легенда» пани Любка влюблена без памяти в шляхтича Романа Ракутовича, препятствует его связи с холопкой Ириной, даже ради этого провоцирует войну. Как понимаете, персонаж не самый привлекательный. И в романе «Нельга забыць» тоже есть героиня, которая добивается главного героя, поэта Андрея Гринкевича: его однокурсница по Литературному институту. И опять — не самый привлекательный образ. Но все же типичный.


Завоевание музой


Между тем в нашей истории есть замечательный, реальный сюжет о долгом завоевании сердца мужчины, который облечен в самую романтическую форму... Его герои — Михал Казимир Радзивилл, великий гетман, и его жена, Франтишка Уршуля. Нет, ей не пришлось махать мечом — поначалу все складывалось как обычно: Михал увидел девицу, она ему понравилась, начались ухаживания в куртуазной манере XVIII века... Но потом, когда они уже были супружеской парой, Михал стал довольно часто отлучаться из дому, его чувства охладели. И Франтишка, основательница литературного салона в Несвиже, драматург и поэтесса, стала завоевывать сердце мужа, используя поэтический дар. Ее стихотворные послания мужу отличались изяществом и искренностью. Устоять перед ними было невозможно:


Яснавяльможны мой княжа каханы,

З кiм назаўжды я любоўю звязана!

Часта ў далёкi ты край ад’язджаеш,

Сэрцайка ў смутку маё пакiдаеш.

Часу ў чаканнi яно не марнуе,

Лiст да цябе акуратна рыфмуе...

Толькi не выкажуць i параўнаннi,

Як па табе я сумую ў расстаннi...


Сегодня эти послания переведены с польского на белорусский язык, их можно найти, прочитать. Что ж, такой способ завоевания любви своего героя представляется мне вполне достойным, хотя, может, и не самым эффективным.


Конечно, в современной литературе, создаваемой в эпоху постмодернизма и того невнятного, что его сменило, инертные герои и предприимчивые героини — обычные персонажи. Но все же уверена, что окончательно привычный сюжет любовного романа — «Они встретились, влюбились, поженились и были счастливы» — не разрушит ничто.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter