Cмена действующих лиц

Собкор "СБ" Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ передает из Китая

В Пекине на первом после окончания XVIII съезда КПК заседании Центрального комитета выбрали новое партийное руководство - Постоянный комитет Политбюро, коллективный руководящий орган огромной страны. Его состав сократили с прежних девяти до семи человек - чтобы было легче принимать решения. Генеральным секретарем партии предсказуемо стал нынешний заместитель Председателя КНР Си Цзиньпин.

Пост сдал - пост принял

Одной из главных интриг был вопрос: останется ли уходящий генсек Ху Цзиньтао во главе Центральной военной комиссии ЦК КПК (т.е. на посту Верховного главнокомандующего)? Бывший генеральный секретарь Цзян Цзэминь сохранял за собой эту должность в течение двух лет после ухода с постов генерального секретаря ЦК КПК и Председателя КНР - то есть фактически сохранял всю полноту власти в стране. Ху Цзиньтао этот пост Си Цзиньпину передал сразу - теперь новый генсек и Верховный главнокомандующий тоже. А это означает, что в марте 2013 года, когда парламент изберет нового Председателя КНР, Ху Цзиньтао окончательно уйдет с политической сцены, но, конечно, останется влиятельным игроком закулисья - такая уж в Китае политическая традиция. Его предшественник Цзян Цзэминь и сегодня фигура влиятельнейшая: из семи членов ПК Политбюро четверо обязаны своим продвижением именно ему. Включая и самого Си Цзиньпина.

Внешняя преемственность

Съезд компартии в Китае хотя и является событием, без преувеличения, планетарного значения, остается делом сугубо внутренним: на него не пригласили даже аккредитованных в Пекине дипломатов. О внешней политике здесь традиционно не говорят, хотя решения съезда ее, несомненно, определяют. В этой сфере ни революционных, ни каких принципиально иных изменений не предвидится - будет сохранена преемственность курса. Для Беларуси это очевидно хорошая новость: отношения стратегического партнерства с Беларусью для Китая останутся одним из приоритетов. Тем более что новый лидер Си Цзиньпин два года назад побывал в нашей стране с визитом. Который придал весомый импульс развитию двусторонних отношений: были определены и согласованы новые сферы сотрудничества, согласован пакет экономических проектов и подписано соглашение о финансовом сотрудничестве между Министерством финансов Республики Беларусь и Государственным банком развития КНР, в результате Госбанк развития открыл кредитную линию на сумму 8,3 млрд. долларов.

Комсомольцы против принцев

Представляя состав нового ПК, Си Цзиньпин сказал, что их главная задача - "оправдать ожидания истории и народа. Люди хотят лучшей жизни, и мы должны за это бороться". Среди приоритетных задач - борьба с коррупцией и усиление партийной дисциплины. "В новых условиях партия сталкивается со многими серьезными вызовами, существует множество проблем внутри партии, которые требуют разрешения, - это коррупция, отрыв от народа, формализм и бюрократизм многих партийных чиновников", - заявил новый генеральный секретарь.
Ему и новому руководству будет нелегко: в стране меняется экономическая модель (от ориентированной на экспорт к основанной на внутреннем спросе), обострились социальные проблемы, в политические превратились вопросы экологии.

Сторонники экономических реформ призывают уменьшить привилегии государственных предприятий, отменить систему прописки (хукоу), которая препятствует свободному перемещению рабочей силы между провинциями, изменить фискальную систему, при которой местный бюджет зависит не столько от производственной деятельности, сколько от продажи земли (в результате сокращаются сельскохозяйственные угодья, к тому же такие продажи непрозрачны, здесь раздолье для коррупционных схем). В обществе сильна потребность и в политических реформах. Но возможны ли они? Давайте посмотрим на действующие лица - многое станет понятнее.
Для начала отметим, что КПК не совсем монолитна, внутри ее есть группировки, каждая из которых борется за влияние и продвигает своих представителей на высшие государственные посты. Самые заметные группировки - "красные принцы" (дети революционеров и отцов-основателей КНР) и "комсомольцы" (те, кто пробился на вершину власти из низов, в основном через должности в Коммунистическом союзе молодежи). Бывший генсек Ху Цзиньтао, человек номер 2 в новом ПК Ли Кэцян, главный пропагандист Лю Юньшань - из "комсомольцев", Си Цзиньпин, Чжан Дэцзюнь, Юй Чжэншэн, Ван Цишань - из "принцев". Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Юй Чжэншэн, Ван Цишань и Чжан Гаоли считаются реформаторами (с приставкой "осторожные"), а Чжан Дэцзян (специалист по Северной Корее) и Лю Юньшань (главный пропагандист) - убежденными консерваторами. Соотношение вроде бы в пользу реформ, но обольщаться все же не стоит, главным приоритетом нового партийного руководства останется экономика: пока улучшения материальной жизни очевидны, вопрос политических реформ стоит не слишком остро.

Чтобы винтовка не ржавела

У инициатора китайских реформ Дэн Сяопина, несомненно, множество заслуг перед страной. Одна из не самых публичных, но оказывающая важнейшее влияние на страну и сегодня - сменяемость руководства. В свое время Дэн, так и не давший команды на развенчание культа личности Мао Цзэдуна ("он был на 70% прав и на 30% ошибался"), сравнил его состояние в последние годы жизни и правления с "ржавой винтовкой", которой для надежной работы требуется чистка. Так появилась сменяемость власти - и этому завету Дэн Сяопина (который формально не был главой государства, но возглавлял Центральную военную комиссию и - очень важно - был сильнейшим моральным авторитетом) партия верна до сих пор. В свое время сам Дэн выбрал своего преемника (Цзян Цзэминя) и преемника своего преемника (Ху Цзиньтао). Десять лет назад был опробован механизм передачи власти (от Цзяна к Ху), которая прошла на редкость гладко - как минимум внешне.

В Китае есть не только президент (которого в русскоязычной прессе по традиции, идущей от Мао, упорно именуют "председателем"), но и вице-президент. Тот, которого выбирают на первую пятилетку, - скорее, "блюститель", эта должность для него - потолок и вершина партийно-государственной карьеры. Гораздо интереснее фигура вице-президента (зам. председателя), который избирается на второй президентский срок: как правило, это и есть преемник (так было в случаях с Ху Цзиньтао и Си Цзиньпином).

В Китае есть возрастные ограничения для государственный служащих высшего уровня: в начале своей "десятилетки" они не должны быть старше 60 лет: генеральному секретарю Си - 59, будущему премьеру Ли Кэцяну - 57, уходящим Ху Цзиньтао и премьеру Вэнь Цзябао - по 70.

Все эти правила - уже традиция, но неписаная: ни в каком документе (ни в Конституции, ни в уставе партии) они не закреплены. В этом, конечно, есть слабость: если закона не существует, то может появиться соблазн не соблюдать традицию. Перед началом нынешнего съезда его пресс-секретарю задали вопрос о том, будет ли прописано правило "двух сроков" в уставе партии. На что Цай Минчжао ответил (меня всегда восхищала способность китайских пресс-секретарей давать ответы, ничего при этом не говоря): "У нас ни у кого нет пожизненных должностей". И это правда.

Главные действующие лица

Когда десять лет назад генеральным секретарем партии стал Ху Цзиньтао, вся англоязычная пресса пестрела заголовками вроде Who is Hu? ("Кто такой Ху?"), построенными на игре английских слов. Но и после 10 лет пребывания его у власти ответа на этот вопрос так и не появилось: за пределами правительственной резиденции Чжунаньхай так никто и не узнал, каков Ху человек (в отличие от Ху политика).

На самом деле это относится не только к Ху, но практически ко всем китайским руководителям: политика (и политики) в Поднебесной не любит публичности, все важное вершится в тиши кабинетов и гинговых аллей на берегах пекинского озера Хоухай.

Оставив так и неразгаданного Ху, сегодня все задаются другим важнейшим вопросом: каков Си Цзиньпин?

Си - "красный принц": его отец Си Чжунсюнь был одним из основателей КПК и КНР, одним из ближайших соратников Мао Цзэдуна, вице-премьером. Так что раннее детство у нынешнего генерального секретаря было абсолютно привилегированным - спецшкола, спецпаек, спецквартира и все остальное по списку. Все это закончилось резко и жестоко: подозревавший всех ближайших сподвижников в лидерских амбициях Мао объявил Си Чжунсюня "врагом народа" - его отправили в тюрьму, а 15-летнего Цзиньпина - на "перевоспитание трудом" в деревню. Из князи в грязи - такой путь может сломить кого угодно, но нового генсека он, похоже, только закалил. Семь лет Си Цзиньпин прожил в одной из беднейших провинций Шэньси в пещере, которые местные жители вырубают в толще Лессового плато - это и есть их дома. Было холодно и голодно, но зато, как говорят эксперты, нынешний генеральный секретарь и будущий Председатель КНР познал изнутри тяжелую жизнь простого народа. После смерти Мао Цзэдуна и прихода к власти Дэн Сяопина возвратился из опалы Си Чжунсюнь и члены его семьи. Старший Си стал одним из самых горячих сторонников новой политики реформ и возглавлял "экспериментальную" провинцию Гуандун - поэтому многие эксперты считают, что тяга к реформам Си Цзиньпину должна была передаться по наследству.

Си Цзиньпин окончил самый престижный китайский университет Цинхуа, стал инженером в области химии, получил ученую степень по теории марксизма и стал доктором юридических наук. Вступил в КПК в 1974 году, а в 1985 году даже провел какое-то время на американской ферме (что, говорят другие эксперты, помогло ему расширить кругозор, улучшило знание языков и дало международную перспективу). Сын пошел по стопам отца и сделал блестящую партийную карьеру. Все знающие Си Цзиньпина люди отмечают его природную скромность и нетерпимость к коррупции - беспощадная борьба с ней уже объявлена одним из приоритетов нового поколения китайских руководителей.

Си Цзиньпин - не только Верховный главнокомандующий, но и муж генерала: его красавица жена Пэн Лиюань - весьма популярная певица, генерал-майор армии (потому что пела в ансамбле песни и пляски вооруженных сил). Еще лет шесть назад она была куда известнее своего мужа - партийного функционера (который по партийной традиции был и остается внешне неприметным человеком), о котором, бывало, говорили: "Кто-кто? Си Цзиньпин? А, это муж Пэн?" Но как только Си стал заместителем Председателя КНР (а значит, преемником), Пэн со сцены ушла - такие здесь традиции. У пары единственный ребенок - дочь, которая под псевдонимом училась в Гарвардском университете. Говорят, что Си любит баскетбол и военные голливудские фильмы, но никто не берется это утверждать наверняка.

В марте 2013 года нынешнего Премьера Госсовета Вэнь Цзябао сменит человек номер 2 в новой китайской иерархии - Ли Кэцян. Он из "комсомольцев" (в Коммунистическом союзе молодежи он когда-то работал вместе с Ху Цзиньтао, потом их пути надолго не расходились), родился в семье мелкого сельского руководителя, во время Культурной революции тоже "перевоспитывался" - пахал землю. Когда возобновился прием в вузы, поступил на юридический факультет университета Цинхуа, который окончили большинство китайских руководителей. В 1980 году он инициировал выборы руководителей студенческого кампуса - идея, которая не понравилась тогдашним университетским руководителям, но благодаря которой Ли и сегодня видится сторонником реформ.

Третий член ПК Политбюро Чжан Дэцзян (его прочат на должность главы Всекитайского собрания народных представителей, парламента) - снова из "принцев", его отец был красным генералом, а сам он считается одним из лучших "кризисных менеджеров" страны: именно его назначили на должность председателя горкома партии 33-миллионного Чунцина после того, как с этой должности сняли другого "красного принца" Бо Силая (он сейчас ожидает суда). Скандал с Бо Силаем (который активно боролся за место в ПК Политбюро) и его приговоренной к смертной казни за убийство британского гражданина женой Гу Кайлай - самый большой политический скандал в Китае за последние несколько десятилетий, во многом из-за него даже дата начала съезда была перенесена почти на месяц позже. Чжан считается консерватором, не склонным к реформам, и это самый большой в Китае специалист по Северной Корее (он даже изучал два года экономику в Пхеньянском университете).

Юй Чжэншэн, еще один "принц", до сих пор был партийным руководителем Шанхая. В его личной биографии много самых необычных связей: его отец короткое время был женат на Цзян Цин - будущей жене Мао Цзэдуна. Старший брат (офицер разведки) сбежал в 1980-х годах в США, но это почти не отразилось на его политической карьере (лишь замедлило скорость восхождения) - во многом благодаря заступничеству сына Дэн Сяопина Дэн Пуфана. Юй Чжэншэн окончил Институт военных инженеров в Харбине (специалист по баллистическим ракетам) и до середины 1980-х работал по специальности, а потом начал делать (и, как видим, весьма успешно) партийную карьеру.

Лю Юньшань возглавляет департамент пропаганды ЦК КПК (а начинал журналистом в агентстве Синьхуа, относится к фракции "комсомольцев"), и его присутствие в ПК Политбюро означает, что политические реформы если и будут, то очень и очень осторожные, поскольку он видится сторонником цензуры в СМИ и отстаивает необходимость контроля за интернетом.

Одно из самых узнаваемых на Западе лиц Китая - нынешний вице-премьер Ван Цишань, курирующий вопросы внешней экономики и инвестиций. Как и его "крестного отца" в политике бывшего премьера Чжу Жунци (кстати, признанного реформатора), Ван Цишаня прозвали "пожарником" за способность четко и быстро решать вопросы любой сложности. Ван и сам из "принцев", и женат на "принцессе" - дочери бывшего вице-премьера и члена ПК Политбюро Яо Илиня. Относительно поздно вступивший в партию (ему было 35) Ван Цишань имеет колоссальный управленческий опыт (возглавлял государственный банк и был мэром Пекина), эксперты говорят, что из него мог бы выйти куда лучший премьер, чем Ли Кэцян, но у него неподходящий возраст (64 года). Ван возглавит борьбу с коррупцией.

О Чжане Гаоли, экономисте по образованию, партийном боссе соседнего с Пекином богатого города Тяньцзиня, неизвестно практически ничего, кроме самого очевидного - того, что он желает превратить Тяньцзинь в один из мировых финансовых центров, и что проект этот весьма дорогостоящий. В Тяньцзинь, который в тот момент сотрясали коррупционные скандалы, партия его направила для наведения порядка - и ему это, похоже, удалось. В марте его могут назначить первым вице-премьером - у него большой опыт работы в экономически развитых регионах.

К власти в Китае пришла команда не только "крепких хозяйственников", но хорошо зарекомендовавших себя "кризисных менеджеров", прагматичных до жесткости политиков. Начинается новое десятилетие - будет оно непростым, но, несомненно, интересным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter